|
Тайны и легенды оперного театра Киева
25 квітня 2016, понеділок
Поширити у Facebook
Столичные театры переживают бум: на спектаклях — аншлаги. То, что в последние годы в Украину приезжает мало именитых гастролеров, заставило публику обратить внимание на свои культурные события.
Оказалось, у нас тоже есть на что посмотреть и кем восхищаться. К тому же билеты в театры по-прежнему не слишком дорогие (в среднем 30–200 грн). Чтобы вы почувствовали себя настоящими театралами, «Вести» станут гидом, который проведет по самым известным театральным площадкам Киева. Вы узнаете их историю, легенды, познакомитесь со звездами и даже сравните цены в буфете.
Мы начали с самого старинного театра в городе — Национального академического театра оперы и балета им. Т. Шевченко, которому в этом году исполнилось 115 лет. Хотя сама оперная труппа была основана в 1867-м, но находилась в другом помещении, которое сгорело. Сейчас Нацопера — это красивейшее, ажурное, многоарочное здание, расположенное на пересечении улиц Владимирской и Богдана Хмельницкого.
Общая площадь помещений — больше 40 тыс. кв. м. Там есть залы для репетиций, пошивочный цех, костюмерные, четыре яруса, бельэтаж, амфитеатр, партер, оркестровая яма на 100 музыкантов и самая большая в Украине сцена. Опера вмещает 1300 зрителей, а штат театра меньше всего на 100 человек. После центрального входа попадаем в галерею — мраморный коридор с колоннами, картинами и люстрами, где до революции прогуливалась знать. В наши дни среди зрителей ВИП-персон немного.
На премьере балета «Грек Зорба» была супруга экс-премьера Арсения Яценюка, оперу «Дон Карлос» посетил вице-премьер Вячеслав Кириленко, а на недавней премьере оперы «Набукко» присутствовала супруга президента Петра Порошенко с детьми.
«У каждого театра своя изюминка — у нас это огромная галерея с люстрами, — говорит нам гид Лариса Тарасенко, проводящая в Нацопере экскурсии. — У театра двадцать подъездов, потому что раньше ездили в каретах (у каждого экипажа – свой вход), и богатая публика не смешивалась с бедной. Для бедных даже была отдельная лестница, которая вела на третий ярус. В ложах сидела знать, в партере — мещане. Сейчас, конечно, такого разделения нет».
Из исторических событий, связанных с Нацоперой, вспоминают убийство премьер-министра Российской империи Петра Столыпина в 1911 году. Император Николай II и премьер были в Киеве на спектакле «Сказка о царе Салтане».
В антракте Столыпин разговаривал у оркестровой ямы с министром Фредериксом и земельным магнатом Потоцким. Вдруг к нему приблизился провокатор Дмитрий Богров и дважды выстрелил из браунинга: первая пуля попала в руку, вторая — в живот. От мгновенной смерти премьера спас крест Св. Владимира, в который попала пуля. Раздробив его, пробила грудную клетку, печень. Столыпин успел произнести: «Счастлив умереть за царя». Кресло № 17, возле которого убили премьера, сейчас находится в Музее истории МВД в Киеве...
Костюмы
Богатые костюмы — это фирменная фишка Нацоперы. Вся эта роскошь — творения главного художника театра Марии Левитской. Она рассказала нам, что ради создания костюмов регулярно покидает Украину: «Работая над «Сказкой о царе Салтане», я поехала в Москву и в музеях Кремля нашла жемчуга на старинных костюмах. Для того чтобы сделать стилизованные костюмы для оперы «Турандот» — о китайской принцессе, специально купила путевку и отправилась в Китай, а перед началом работы над «Доном Карлосом» две недели пробыла в Испании».
Буфет
Буфет в Национальной опере — недешевый. Кофе стоит 30 грн, чай — 15 грн, бутерброды — от 35 грн, виски — 85 грн за 50 г, коньяк — от 30 грн за 50 г и шампанское — 60 грн за 150 г. По словам буфетчиков, именно шампанское — самый ходовой напиток, потому что еще с дореволюционных времен существует традиция: пропустить в длинном антракте (в оперном он бывает и по 20 минут) бокальчик игристого, который был любимым напитком аристократии.
Хиты
Триптих Чайковского — «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», по словам главного режиссера Нацоперы Анатолия Соловьяненко, – это те постановки, на которые всегда идут зрители. «Если говорить о новых удачных балетах, то это «Мастер и Маргарита», «Грек Зорба», — говорит Соловьяненко. — Когда я стал главным режиссером, то заметил: у нас утрачена связь с детьми, а детская опера — жанр специфический. И стал искать классическую оперу, с которой можно зайти в сознание современных детей. Что они читают? Точно — сказки Пушкина. Так появилась «Сказка о царе Салтане». Но помимо действа и музыки, я ввел мультипликацию, проекционные эффекты, чтобы приблизить ее к восприятию ребенка, воспитанного на айфонах. И скоро отбил бюджет в $100 тысяч. Ставили по три-четыре раза в месяц – аншлаг. И так 2,5 года».
Стоимость билетов на постановки Нацоперы — 20–300 грн (на «Лебединое озеро» – до 500 грн).
Легенды
Уцелел после бомбы
Знаковое событие случилось в 1943 году: тогда оккупированный Киев бомбили советские самолеты. Прямо во время спектакля одна из бомб пробила крышу и упала в партер, но, к счастью, не взорвалась. Зрители — немецкие офицеры — разбежались...
Поклонники-крысы
Поклонники оперы есть даже среди крыс. Как нам рассказали в театре, они боролись с этими грызунами всегда: «Здесь же большое подвальное помещение. В московском Большом театре кошек завели, они теперь являются их фишкой. А у нас крыс травили. Но одна стала легендарной.
Эта история случилась в 1950-е. Ее не то что травили, а наоборот, подкармливали, потому что она была чрезвычайно музыкальной. Ее часто видели на оперных спектаклях, сидящей на колосниках — верхних конструкциях, над сценой. Как-то народная артистка СССР Зоя Михайловна Гайдай пела свою арию. И вдруг на верхней ноте у нее смыкаются связки и она дает «петуха» — в этот момент крыса падает ей прямо на голову. От испуга Зоя Михайловна потеряла сознание... Закрыли занавес, народную артистку привели в чувство. Она опять вышла на сцену... Поднимает голову, а там... на колоснике красными огоньками сверкают глаза крысы».
Стреляющая сабля
Эта история случилась в 1980-е с народным артистом СССР, басом Николаем Шопшей. Он играл Тараса Бульбу в одноименной опере. Когда главный герой стреляет из ружья в своего сына-предателя Андрея, за кулисами должен прозвучать звук выстрела. Шопша поднял ружье, но — тишина. Тогда, чтобы выйти из положения, артист замахнулся саблей на нерадивого сына, делая вид, что хочет его зарубать, но тут раздался выстрел. Шопша громко выдал залу: «Когда надо — и сабля стреляет».
Звезды театра
Людмила Монастырская
41-летняя певица (сопрано) в мире признана как одна из лучших исполнительниц партии Аиды в одноименной опере Джузеппе Верди. Выступала на одной сцене с Пласидо Доминго и Дмитрием Хворостовским. В 2015-м вошла в число шести претенденток на престижную премию The International Opera Awards в Лондоне в номинации «Лучший женский вокал». Выступала в Метрополитен-опера, Ла Скала и Ковент-Гарден.
Тарас Штонда
49-летний оперный певец (бас) исполняет главные ведущие басовые арии из опер «Сказка о царе Салтане» (царь Салтан), «Иоланта» (король Рене), «Евгений Онегин» (Гремин), «Тарас Бульба» (Тарас). Кстати, в фойе театра можно купить его диски как сольного исполнителя. И с этими классическими произведениями он выступает в Испании, Швейцарии, Дании, Норвегии, Чехии.
Елена Филипьева
Ученица Майи Плисецкой, прима-балерина, которая еще в 23 года получила звание народной (сейчас ей 45), в театре исполняет ведущие партии в балетах «Мастер и Маргарита» (Маргарита), «Лебединое озеро» (Одетта и Одиллия), «Щелкунчик» (Маша), «Кармен-сюита» (Кармен).
На сегодня — обладательница множества наград престижных мировых балетных конкурсов, хотя начинала со спортивной гимнастики и народных танцев.
Автор: Константин Рилев
Виконавці: Людмила Монастирська, Тарас Штонда
Концертна організація: Національний академічний театр опери та балету України імені Т.Г. Шевченка
Концертний зал: Глядачевий зал Київського муніципального академічного театру опери та балету для дітей і юнацтва
Джерело: Вісті
|