Юрий Зильберман: «Государство должно понимать, что есть вечное музыкальное искусство и есть “однодневка”» | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Юрий Зильберман: «Государство должно понимать, что есть вечное музыкальное искусство и есть “однодневка”»
Зільберман Юрій Абрамович
Юрий Зильберман: «Государство должно понимать, что есть вечное музыкальное искусство и есть “однодневка”»
Часть вторая
31 жовтня 2010, неділя
Поширити у Facebook

Во второй части беседы с главным редактором Music-review Ukraine Александром Пириевым Юрий Зильберман затронул вопросы влияния телевидения в современном обществе, роль Государства в поддержке и развитии академической музыки, а также поднял вопрос о необходимости изменения негативной тенденции общего интеллектуального уровня современного музыканта.

– С недавних пор в Вашу жизнь активно вошло телевидение. Вы участвовали в совершенно неакадемическом проекте «Суперзірка». За последнее время подобные шоу, включая «Україна має талант», вызвали колоссальный зрительский интерес. Возможен ли такой проект в сфере академической музыки?
– На сегодняшний день существует классическое «Евровидение». Кроме того, Европейская ассоциация молодежных конкурсов уже много лет проводит так называемые Радиоконцерты. Совсем недавно лауреат нашего Конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица Роман Лопатинский получил приглашение на концерт, транслируемый Еврорадио, то есть всеми национальными радиостанциями. Самое важное то, что эти, как минимум, два главных музыкальных европейских проекта поддерживают исключительно государственные СМИ.

Юрий Зильберман в проекте «Суперзірка»

– Чем вызвана такая позиция?
– Все дело в том, что академическую музыку должно поддерживать именно государство. Пример тому – известнейший музыкальный канал «MEZZO» который существует во Франции за счет государственного финансирования. Объемное финансирование со стороны государства получают также каналы «Культура» в России и в Польше. Власть должна понимать, что есть вечное музыкальное искусство и есть «однодневка». Поп-музыка спокойно проживет без вмешательства государства. Даже десяти копеек им не нужно. Но общество нужно воспитывать, что, естественно, является прерогативой державы. Поэтому, наше правительство, располагая огромными средствами, думаю, не должно экономить на финансировании Национальных радио и телевидения, которые, в свою очередь, обязаны придерживаться определенной идеологической программы, так называемой программы поддержки будущего.

– Если украинское государство сегодня не способно в полной мере решить эту задачу, Вы готовы сотрудничать с коммерческими организациями?
– А вот это практически невозможно. На коммерческих каналах все упирается только в деньги, ведь каждая секунда эфира – огромные средства. Нужно приносить прибыль, а это означает, что отказаться от рекламы, осуществлять «не рейтинговые» проекты на коммерческих каналах нельзя. Не приносить прибыль владельцам… Кто на это пойдет? Такое реально только на государственном канале, полностью финансируемом из бюджета. А сегодня при выезде телевизионной группы на музыкальное событие руководство данного телеканала требует ее оплаты на баснословную сумму. Разве мы как организаторы вообще должны платить за съемку и последующую трансляцию, оплаченную государством? Ведь в Украине не так много важных музыкальных форумов, уникальных коллективов и исполнителей. И если работникам государственного телеканала дают бесплатно высококлассный интеллектуальный продукт, то в какой же стране от этого отказываются, да еще с презрительной отпиской? Это не нормально для государственного телеканала.


– Юрий Абрамович! Вы педагог с большим стажем. Насколько сейчас изменился общий интеллектуальный уровень молодого поколения?
– В свое время, когда я работал еще с первым и вторым курсами колледжа, читая курс зарубежной музыки, я всегда начинал с анкеты. Группы состояли из духовиков, пианистов, струнников, вокалистов. У меня было порядка 60-ти вопросов, и ребята должны были письменно дать на них ответы. Для чего? Я хотел увидеть интеллектуальный уровень группы. Вопросы были самые разные – история, литература, музыка, исполнительство. Мне было важно узнать тезаурус каждого студента и определить, как работать с этой группой в дальнейшем. И уже в конце 1980-х годов я стал замечать, что образовательный уровень наших абитуриентов и студентов начал постепенно падать. А в последнее десятилетие выпускники школ не могут ответить, к примеру, когда состоялась Французская революция. Скажите, можно ли объяснить ученикам эстетику Гайдна, Моцарта, особенно Бетховена, если они даже не слышали о таковой. А уж в какое время это было – вопрос вообще праздный. Знание новейшей истории на «нуле». Им почти ничего не известно о Древней Греции, Риме, о библейских и евангельских сюжетах, составляющих подавляющее большинство литературной первоосновы музыки XVIII–XIX веков. Понимаю, что нужно идти в ногу со временем, интегрироваться в европейское культурное пространство, но не с таким же ущербом для себя и своей молодежи! И когда я вижу человека, который не знает кто такой Антуан де Сент-Экзюпери, а значит «Маленького Принца» он никогда не читал, делаю вывод, что у него не было детства, а значит, и нет будущего…

– В Украине старшее поколение преподавателей консерваторий, института музыки, училищ уходит. На их место приходят другие люди. Можно ли говорить о том, что меняется и общий уровень преподавания. Какую проблему Вы видите?
Конкурс Горовица– Вы знаете, у меня в кабинете всегда висело одно очень интересное выражение Платона, который возмущался молодежью (времен Платона, разумеется). Порицание молодого поколения найдем у многих мыслителей, писателей, художников, политиков и в Средние века, и в Новое время, и, конечно, сегодня. Проблема смены поколений всегда была, есть и будет. Другое дело, что в нынешней системе образования, к сожалению, утрачен общий интеллектуальный уровень, который был в советской школе. Он как-то распылился. А этого нельзя было упускать. Гениальное достижение советской эпохи – уникальная в своем роде система образования. Она была базисной, глубокой, с достаточно широким кругозором. Сейчас я вижу, что молодые преподаватели уже воспитывались в других традициях. Их общий интеллектуальный уровень все же немного ниже. А отсутствие прочных знаний истории мировой культуры – это для нас не просто невежество, а профессиональная непригодность.

– Post skriptum. Без малого 15 лет Вы руководите международным конкурсом молодых пианистов памяти Владимира Горовица. Вы могли наблюдать, как когда-то совсем маленькие дети сейчас, спустя годы, становятся выдающимися музыкантами. Чтобы Вы пожелали тем, кто только начинает свой творческий путь?
– Первое и главное (скорее, для родителей), если ребенок занимается музыкой, – его целью должна быть концертная эстрада. Он должен видеть себя в концертном зале, на сцене, играющим. Скажете: «Уж слишком высокую планку Вы задаете». Нет. Высшее предназначение музыканта-исполнителя (играющего на каком-либо музыкальном инструменте или поющего) – воспроизвести художественный образ. Поэтому с первых шагов он должен знать свою цель – вершину.
Второе: ребенка следует воспитывать обязательно на классической музыке, литературе, живописи. Он должен быть широко образованным человеком. Если он ничего не читает –никогда не станет настоящим музыкантом. Его тезаурус будет пуст. Какой бы ему Бог не дал талант, без интеллектуальной базы он будет не в состоянии осмыслить и воплотить художественный образ. В этом я вижу развитие многогранной и тонкой творческой натуры.


Автор: Олександр Пірієв
Фото: superzirka.martitv.com, Сергій Пірієв
Діячі мистецтв: Юрій Зільберман
Навчальний заклад: Київський інститут музики імені Р. М. Глієра



Інші:

Людмила Монастирська: «У співака має бути такий агент, якому можна повністю довіряти»
Герман Макаренко, диригент Національної опери України, художній керівник оркестру «Київ-Класик»
Кері-Лінн Вілсон, канадсько-американська диригентка
Василь Гречинський, художній керівник і диригент нью-йоркського хору «Думка»
«В Україні надзвичайно цінують органне мистецтво»
Віталій Пальчиков: "Одержимість ідеєю я взяв за основу..."
Анжеліна Швачка: «Оперний співак повинен мати залізну волю і залізні нерви»
Концерт заради миру: як Омар Арфуш змінює світ через музику
Диригентка Оксана Линів — про дебют в Метрополітен-опера і просування української музики в світі
"У нас іншого шляху немає, ми мусимо інтегруватися в світову культуру" – Струтинський
Йорг Цвікер: «Якщо тримати очі відкритими, життя пропонує стільки чудових речей!»
Незрівнянний світ краси: що розповідає і що приховує фільм про Назарія Яремчука
Музична керівниця Національної філармонії Наталія Стець: «Представили за сезон понад 1 тис. 120 концертів»
Як готують шоу Within Temptation на ATLAS UNITED 2024 — інтерв'ю з композиторкою Марією Яремак
Наталія Пасічник, директорка Українського інституту у Швеції
Петро Качанов: «Без глядачів театр – це просто приміщення»
Я не заспівала жодної російської опери, — Софія Соловій
«Елегія військового часу»
Головний диригент Полтавського театру імені Гоголя Олександр Сурженко відзначає 65-річний ювілей
Ярослав Ткачук: життя у… балеті
Андрейс Осокінс, латвійський піаніст
КОМПОЗИТОРКА БОГДАНА ФРОЛЯК: «ТРАГІЗМ, СВІТЛО, ДРАМАТИЗМ І НАДІЮ ПЕРЕЖИВАЄМО МИ, УКРАЇНЦІ, В ЦЕЙ ТЯЖКИЙ ЧАС ВІЙНИ»
Світова зірка Людмила Монастирська
Роман Григорів, Ілля Разумейко: «Сучасне мистецтво, сучасна опера — це те, що відрізняє нас від росії»
«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
101003_325.jpg