Надежда Юрийчук об органе и о себе | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Надежда Юрийчук об органе и о себе
Юрійчук Надія Анатоліївна
Надежда Юрийчук об органе и о себе
9 листопада 2016, середа
Поширити у Facebook

Орган — король музыкальных инструментов, один из древнейших и самый большой клавишно-духовой инструмент в мире.

В эксклюзивном интервью «Вістям» солистка Дома органной и камерной музыки, доцент Днепровской академии музыки им. М. Глинки, заслуженная артистка Украины Надежда Юрийчук рассказала о своей детской мечте, особенностях преподавания игры на органе, выступлениях в Италии, Франции, Германии и Нидерландах.


Надежда Юрийчук

ПУТЬ К МЕЧТЕ

— Надежда, расскажите, почему решили освоить самый большой в мире музыкальный инструмент?

— Мне было пять лет, когда родители отвели в музыкальную школу. Выбор очевиден, так как мама — преподаватель по классу фортепиано, а отец — настройщик ­музыкальных инструментов. Родители и учителя увидели во мне талант, и я начала заниматься в центральной ­музыкальной школе при Днепропетровском музыкальном училище. Через несколько лет в наш город привезли орган немецкой фирмы «Зауэр». Мы с папой присутствовали при установке. А после стажировки в Германии отец стал органным мастером. Помню, как впервые услышала впечатляющее звучание короля инструментов. Тогда я твердо решила во что бы то ни стало стать органисткой.

— И Вы начали свой путь к мечте…

— Сперва окончила музыкальное училище в Днепре, затем занималась у профессора Галины Булыбенко в Киевской консерватории. В Украине только в столице можно было изучать профессионально орган. Далее — Московская академия музыки им. Гнесиных. Я совмещала обучение с выступлениями в Днепре; еще будучи студенткой стала солисткой нашего Дома органной и камерной музыки. Также играла почти во всех городах Украины.

ИНСТРУМЕНТ БАХА

— У Вас за плечами — множество конкурсов и концертов. Какие вспоминаете с особой ностальгией?

— Период учебы в Гнесинке был очень насыщенным. Заслуженный артист Александр Фисейский организовывал своим студентам мастер-классы в городах Германии, где у нас была возможность играть на исторических органах, среди которых — инструмент самого Баха. В 2005-м году я стала лауреатом национального конкурса. В 2009-м — дипломантом международного конкурса Soli Deo Gloria; призом была поездка и возможность дать концерт во Франции. Призовые поездки этого конкурса организовывали члены международного жюри. Знаменитый французский органист Сильвен Плюйо познакомил нас с известным исполнителем Оливье Латри и выдающимся композитором Тьерри Эскэшем. В тот Пасхальный вечер они играли мессу в Нотр-Дам де Пари. Это потрясающее событие навсегда осталось в моем сердце.

— Есть ли еще ­моменты, о которых приятно вспомнить?

— Конечно. Один из наиболее ярких — мое выступление в Ватикане. Все началось с того, что планировала дать концерт в Риме. Органист Ватикана Джанлука Либертуччи, который также был в жюри на конкурсе Soli Deo Gloria, сказал, чтобы я обязательно сообщила о приезде в Италию. На мой звонок ответил лаконично: «Встретимся у Собора святого Петра, возьмите ноты». Меня ждало увлекательное знакомство с этим величественным храмом и его органом. Когда мы подошли к инструменту, Либертуччи спросил, хочу ли я исполнить мессу. Для меня — огромная честь играть на столь выдающемся инструмен­те для прихожан, паломников и туристов. Очень важно было достойно представлять Украину в Ватикане, так как до меня этого еще никто не делал.

«КЛЮЧИКИ» К УЧЕНИКАМ

— Где еще за пределами Украины звучала органная музыка в Вашем исполнении?

— На концертах и фестивалях во французских городах: Нарбонне, Пезенасе, Рошфоре и Дижоне, многих городах Германии и Голландии. Знаковым было выступ­ление в Риге — в Домском соборе. В этом храме установлен один из самых больших органов на постсоветском пространстве.

— Как складывалось в родном городе?

— После окончания учебы вернулась сюда. Тогда Днепровская консерватория приобрела электронный орган, и ректор предложил мне открыть класс. Я с удовольствием согласилась. Уже четыре года обучаю пианистов этому увлекательному курсу.

— Можете назвать самое трудное и самое радостное в жизни преподавателя?

— Я не могу сказать, что есть что-то непреодолимо сложное. Я люблю то, что делаю. Мне нравится постоянно искать «ключики» и новые подходы к студентам. Ведь каждый из них — индивидуальность. Учителя в моей жизни — не просто люди, которые провели урок и ушли. Это наставники, которым безгранично доверяю. И я стремлюсь быть такой же для студентов.

СОБЕРУТСЯ В ДНЕПРЕ

— Надежда, расскажите о днепровском органе.

— Орган — это клавишно-духовой инструмент. В нашем — два мануала (клавиатуры), педальная клавиатура, 30 регистров, 2074 трубы. Вес его — около двенадцати тонн. Над созданием инструмента работала одна из самых лучших немецких органно-строительных компаний. Что интересно, во всем мире нет двух одинаковых органов, даже одной фирмы.

— Как много в Украине органных залов? И насколько, по Вашему мнению, развита органная музыка в нашей стране, в частности, в Днепре?

— В странах, где основное веро­исповедание — католицизм, органная музыка чаще всего звучит в церквях. В Украине органные залы находятся практически во всех крупных городах. Но есть и в католических храмах, где этот инструмент — неотъемлемая часть мессы. Хорошим показателем развития считаю то, что в нашей стране есть много талантливых музыкантов и перспективных студентов. В Днепровском Доме органной и камерной музыки проходят концерты и представления для людей разного возраста и предпоч­тений. Год назад мы создали автобиографический музыкальный спектакль «Код Баха». А недавно сделали постановку о жизни Чайковского, в которой широко представлена вокальная и инструментальная музыка, оперное творчество композитора. А также участвуют оркестр и балерина. Еще важный показатель развития — предстоящий в ноябре визит одного из лучших органистов Германии — Вольфганга Церера — в рамках «Баховской академии». На мастер-классы в Днепр соберутся органисты со всей Украины.


Автор: Катерина Чередніченко
Виконавці: Надія Юрійчук
Концертна організація: Дніпропетровський будинок органної і камерної музики
Джерело: Вісті Придніпров'я



Інші:

«В Україні надзвичайно цінують органне мистецтво»
Віталій Пальчиков: "Одержимість ідеєю я взяв за основу..."
Анжеліна Швачка: «Оперний співак повинен мати залізну волю і залізні нерви»
Концерт заради миру: як Омар Арфуш змінює світ через музику
Диригентка Оксана Линів — про дебют в Метрополітен-опера і просування української музики в світі
"У нас іншого шляху немає, ми мусимо інтегруватися в світову культуру" – Струтинський
Йорг Цвікер: «Якщо тримати очі відкритими, життя пропонує стільки чудових речей!»
Незрівнянний світ краси: що розповідає і що приховує фільм про Назарія Яремчука
Музична керівниця Національної філармонії Наталія Стець: «Представили за сезон понад 1 тис. 120 концертів»
Як готують шоу Within Temptation на ATLAS UNITED 2024 — інтерв'ю з композиторкою Марією Яремак
Наталія Пасічник, директорка Українського інституту у Швеції
Петро Качанов: «Без глядачів театр – це просто приміщення»
Я не заспівала жодної російської опери, — Софія Соловій
«Елегія військового часу»
Головний диригент Полтавського театру імені Гоголя Олександр Сурженко відзначає 65-річний ювілей
Ярослав Ткачук: життя у… балеті
Андрейс Осокінс, латвійський піаніст
КОМПОЗИТОРКА БОГДАНА ФРОЛЯК: «ТРАГІЗМ, СВІТЛО, ДРАМАТИЗМ І НАДІЮ ПЕРЕЖИВАЄМО МИ, УКРАЇНЦІ, В ЦЕЙ ТЯЖКИЙ ЧАС ВІЙНИ»
Світова зірка Людмила Монастирська
Роман Григорів, Ілля Разумейко: «Сучасне мистецтво, сучасна опера — це те, що відрізняє нас від росії»
«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
      © 2008-2024 Music-review Ukraine