Здесь поколения учили музыку любить | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Здесь поколения учили музыку любить
Здесь поколения учили музыку любить
5 лютого 2017, неділя

Фото из архива ДМШ №1

В мае 2017 года Мелитопольская детская музыкальная школа №1 - одна из старейших не только Запорожского края, но и Украины - отметит солидный юбилей – 110-летие. К этой замечательной дате мы хотим перелистать страницы истории школы, в стенах которой научились любить музыку несколько поколений мелитопольцев.

Подтверждено «Мелитопольским листком»


В кабинете директора школы Тамары Козиненко на видном месте висит копия передовицы газеты «Мелитопольский листок» за 31 августа 1913 г. Этот номер был обнаружен в фондах сотрудниками городского краеведческого музея, и в 2006 г. его копия была подарена коллективу музыкальной школы тогдашним директором музея Валентиной Сахацкой. В заметке на первой странице опубликовано объявление: «С 1-го Сентября с. г. возобновятся занятия в школе по классу рояли, скрипки и «соло» пения, при участии вновь приглашенных преподавателей, по классу рояли средняго и высшаго курса по программе С.-Петербургской консерватории, свободный художник Урбан-Дейстер и других. Прием записей учениц и учеников ежедневно с 1-го числа в канцелярии школы по Воронцовской улице, дом И. Б. Стамболи, от 10 час. до 2-х час дня и от 4-х час. до 6 час. вечера». И рядом логотип - «Музыкальная школа И. М. Чубаты, основана в 1907 году, Мелитополь, Воронцовская ул. дом И. Б. Стамболи, кв. Лоевскаго». Вот так документально подтвержден возраст нашей почетной «юбилярши». 

Велись ли занятия в бурные годы революции, войн и лихолетья можно только догадываться. Но точно известно, что с 1923 года при «Первой трудовой школе им. Ленина» были организованы музыкальные классы, а в 1925 г. по инициативе учителей этой школы первые школьники Мелитополя приступили к занятиям. Преподавали в музыкальных классах не профессионалы, но большие энтузиасты музыки: А. Ф. Чубич организовал ученический хор; К. М. Масалов и А. Ф. Федоров вели класс скрипки; Б. Г. Ридник, Г. М. Кублановская, Р. Л. Кублановская обучали игре на фортепиано. К работе также были приглашены местные педагоги-музыканты, ранее работавшие в «Народной консерватории». Возглавлял музыкальные классы и был преподавателем музыкально-теоретических дисциплин Саул Давидович Хайновский. В музыкальных классах занималось 80 человек, обучение было платным.

В 1928 г. музыкальные классы были преобразованы в музыкальную студию с семилетним сроком обучения. В 1934 г. студия стала называться детской музыкальной школой и перешла в ведение Запорожского областного отдела искусств. 

Когда в октябре 1935 г. в Мелитополе в здании дореволюционного банка («Общества взаимного кредита») открылся Дворец пионеров, в нем выделили небольшое помещение для музыкальной школы. 

«Первая скрипка» в школе


В 1936 г. директором школы стал замечательный педагог и пианист, человек с блестящими организаторскими способностями Николай Владимирович Гримберг. В школе всегда царила доброжелательная атмосфера. Коллектив стремился к тому, чтобы привить детворе любовь к музыке, пробудить интерес к самостоятельному музицированию, познакомить учащихся с лучшими произведениями музыкальной классики, подготовить грамотных исполнителей и чутких слушателей. Желающих учиться было много, а музыкальных инструментов не хватало. Старожилы вспоминают, что Н. Гримберг с особой заботой относился к инструментам, часами сидел над настройкой пианино, улучшая звучание новых инструментов и возрождая старые. Он отремонтировал и настроил рояль-ветеран, на что потребовалось множество часов кропотливой работы и большого терпения. 




Один небольшой эпизод в калейдоскопе событий того времени подарил нам в своих воспоминаниях Почетный гражданин Мелитополя и один из первых кружковцев Дворца Иван Захари: «Для оперы «Кот в сапогах» музыку написал руководитель нашего хора Николай Владимирович Гримберг. Я играл роль Людоеда, а кота - Вася Неделько, у него был голос тонкий, звонкий, как у Робертино Лоретти. А вот королем была девочка с низким голосом - Лара Сегеденко. С этой оперой мы победили на областном смотре и летом 1941-го поехали в Киев, где заняли тоже первое место».

К началу 40-х гг. в детской музыкальной школе нотная библиотека насчитывала 1500 экземпляров, в распоряжении педагогов и учащихся было шесть скрипок, три фортепиано, рояль, контрабас и виолончель. Юные мелитопольцы стремились владеть нотной грамотой, играть на музинструментах, понимать музыку – в школе училось 160 человек. Но в их судьбы, как и в судьбы миллионов людей, ворвалась война…

Мелитополь еще лежал в руинах после кровопролитных боев, а областной отдел искусств издал распоряжение о возобновлении работы детской музыкальной школы и назначил Н. Гримберга директором новой, возрождаемой школы. 25 апреля 1944 г. ДМШ официально возобновила свою работу. Классов в школе не хватало, поэтому администрация арендовала частные квартиры под классы, занятия проводились на квартирах у педагогов.


Учащихся было много, особенно пианистов и баянистов. Педагогический коллектив школы не упускал возможности популяризировать музыкальное искусство среди детей и взрослых, педагоги З. Л. Бернадская, Д. С. Феруз, Э. М. Ридник устраивали отчетные концерты своих учащихся для общественности города. Они проходили с большим подъемом и аншлагом. В истории школы остались имена самых ярких учащихся того периода: В. Островский, В. Исаенко, Ракитянский, Пономаренко, Самойленко. 

В 1945-46 гг. при школе были организованы курсы по подготовке баянистов для госпиталей инвалидов Отечественной войны. Слушатели этих курсов успешно завершили обучение и были направлены на работу по месту назначения. 

В 1948 году в шокле начала свою преподавательскую деятельность выпускница Киевской консерватории Р. С. Лиознова. 



Джерело: www.mv.org.ua



Додати: Share on Facebook

Інші:

Працювати із повною самовіддачею – життєвий принцип сім’ї Тітяєвих
Не другорядний предмет: як музика змінила поведінку школярів-мігрантів у британській школі
Творчість Остапа Нижанківського
Страсті за Леонтовичем по-вінницьки: відновлений музей і забутий благодійний вечір «гуманітарного» фонду
Духові інструменти Гуцульщини
Науковці розповіли, як різна музика впливає на здоров'я
Музичні інструменти Стародавнього Єгипту
«Орея»: найнезвичайніший хор України
Учені: Джазові піаністи швидше класичних адаптуються до раптової зміни строю під час гри
Полтавська філармонія на зиму залишилася без ремонту
Александр Стоянов и Екатерина Кухар рассказали о новогодних традициях
За відродження високої культури в глибинці, що «призабула» своє шляхетне минуле
Проект "Три С": Мирослав Скорик, Євген Станкович і Валентин Сильвестров
Племінниця автора Щедрика: нам забороняли спілкуватися з Леонтовичами
"Щедрик" Леонтовича - одна з найпопулярніших різдвяних пісень у світі
Він мав стати вченим, а став музикантом
Дузе танцює у Гамбурзі
Як народилася найвідоміша різдвяна пісня
У вінок великому маестро
Молодіжний симфонічний оркестр України - від ідеї та до реалізації
У Львові поставили заборонену 40 років тому оперу
Пам’яті Андрія Сахарова
Микола Леонтович - "український Бах" - 140 років від дня народження
Незрячий баяніст на слух обробляє та вивчає французькі вальси і знає секрет щастя
13 декабря исполнилось 140 лет со дня рождения Николая Леонтовича
Прості історії: тромбоніст Богдан Роменський
Продовження історії успіху: Український молодіжний оркестр отримає близнюка
Чернівецький симфонічний оркестр: історія на чверть століття
Незвичайний метод знищення ракових клітин
"Папороть" Станковича: повернення легенди
В Сьомій симфонії Бетховен використав мотиви народних пісень
Фестиваль "Одеське бельканто": юні вокалісти представили свою творчість
Німецька традиція виготовлення органів та італійська піца як спадщина ЮНЕСКО
Видатний оперний співак і талановитий художник Федір Стравінський був тісно пов’язаний із Україною
Національній опері виповнилося 150 років: які таємниці зберігає театр
Відлунали акорди Міжнародного пректу "Музика є вищим одкровенням"
У Музеї Максима Рильського презентували видання "Максим Рильський. Лібрето опери "Євгеній Онєгін". Український переклад"
Сергій Подолянчук: "Обдарована українська молодь не налаштована на перемогу"
Кароль Шимановський - погляд з туманного Альбіону
Одна з перших у світі жінок-диригенток ─ родом з Уманщини
      © 2008-2018 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
140.jpg