Здесь поколения учили музыку любить | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Здесь поколения учили музыку любить
Здесь поколения учили музыку любить
5 лютого, неділя

Фото из архива ДМШ №1

В мае 2017 года Мелитопольская детская музыкальная школа №1 - одна из старейших не только Запорожского края, но и Украины - отметит солидный юбилей – 110-летие. К этой замечательной дате мы хотим перелистать страницы истории школы, в стенах которой научились любить музыку несколько поколений мелитопольцев.

Подтверждено «Мелитопольским листком»


В кабинете директора школы Тамары Козиненко на видном месте висит копия передовицы газеты «Мелитопольский листок» за 31 августа 1913 г. Этот номер был обнаружен в фондах сотрудниками городского краеведческого музея, и в 2006 г. его копия была подарена коллективу музыкальной школы тогдашним директором музея Валентиной Сахацкой. В заметке на первой странице опубликовано объявление: «С 1-го Сентября с. г. возобновятся занятия в школе по классу рояли, скрипки и «соло» пения, при участии вновь приглашенных преподавателей, по классу рояли средняго и высшаго курса по программе С.-Петербургской консерватории, свободный художник Урбан-Дейстер и других. Прием записей учениц и учеников ежедневно с 1-го числа в канцелярии школы по Воронцовской улице, дом И. Б. Стамболи, от 10 час. до 2-х час дня и от 4-х час. до 6 час. вечера». И рядом логотип - «Музыкальная школа И. М. Чубаты, основана в 1907 году, Мелитополь, Воронцовская ул. дом И. Б. Стамболи, кв. Лоевскаго». Вот так документально подтвержден возраст нашей почетной «юбилярши». 

Велись ли занятия в бурные годы революции, войн и лихолетья можно только догадываться. Но точно известно, что с 1923 года при «Первой трудовой школе им. Ленина» были организованы музыкальные классы, а в 1925 г. по инициативе учителей этой школы первые школьники Мелитополя приступили к занятиям. Преподавали в музыкальных классах не профессионалы, но большие энтузиасты музыки: А. Ф. Чубич организовал ученический хор; К. М. Масалов и А. Ф. Федоров вели класс скрипки; Б. Г. Ридник, Г. М. Кублановская, Р. Л. Кублановская обучали игре на фортепиано. К работе также были приглашены местные педагоги-музыканты, ранее работавшие в «Народной консерватории». Возглавлял музыкальные классы и был преподавателем музыкально-теоретических дисциплин Саул Давидович Хайновский. В музыкальных классах занималось 80 человек, обучение было платным.

В 1928 г. музыкальные классы были преобразованы в музыкальную студию с семилетним сроком обучения. В 1934 г. студия стала называться детской музыкальной школой и перешла в ведение Запорожского областного отдела искусств. 

Когда в октябре 1935 г. в Мелитополе в здании дореволюционного банка («Общества взаимного кредита») открылся Дворец пионеров, в нем выделили небольшое помещение для музыкальной школы. 

«Первая скрипка» в школе


В 1936 г. директором школы стал замечательный педагог и пианист, человек с блестящими организаторскими способностями Николай Владимирович Гримберг. В школе всегда царила доброжелательная атмосфера. Коллектив стремился к тому, чтобы привить детворе любовь к музыке, пробудить интерес к самостоятельному музицированию, познакомить учащихся с лучшими произведениями музыкальной классики, подготовить грамотных исполнителей и чутких слушателей. Желающих учиться было много, а музыкальных инструментов не хватало. Старожилы вспоминают, что Н. Гримберг с особой заботой относился к инструментам, часами сидел над настройкой пианино, улучшая звучание новых инструментов и возрождая старые. Он отремонтировал и настроил рояль-ветеран, на что потребовалось множество часов кропотливой работы и большого терпения. 




Один небольшой эпизод в калейдоскопе событий того времени подарил нам в своих воспоминаниях Почетный гражданин Мелитополя и один из первых кружковцев Дворца Иван Захари: «Для оперы «Кот в сапогах» музыку написал руководитель нашего хора Николай Владимирович Гримберг. Я играл роль Людоеда, а кота - Вася Неделько, у него был голос тонкий, звонкий, как у Робертино Лоретти. А вот королем была девочка с низким голосом - Лара Сегеденко. С этой оперой мы победили на областном смотре и летом 1941-го поехали в Киев, где заняли тоже первое место».

К началу 40-х гг. в детской музыкальной школе нотная библиотека насчитывала 1500 экземпляров, в распоряжении педагогов и учащихся было шесть скрипок, три фортепиано, рояль, контрабас и виолончель. Юные мелитопольцы стремились владеть нотной грамотой, играть на музинструментах, понимать музыку – в школе училось 160 человек. Но в их судьбы, как и в судьбы миллионов людей, ворвалась война…

Мелитополь еще лежал в руинах после кровопролитных боев, а областной отдел искусств издал распоряжение о возобновлении работы детской музыкальной школы и назначил Н. Гримберга директором новой, возрождаемой школы. 25 апреля 1944 г. ДМШ официально возобновила свою работу. Классов в школе не хватало, поэтому администрация арендовала частные квартиры под классы, занятия проводились на квартирах у педагогов.


Учащихся было много, особенно пианистов и баянистов. Педагогический коллектив школы не упускал возможности популяризировать музыкальное искусство среди детей и взрослых, педагоги З. Л. Бернадская, Д. С. Феруз, Э. М. Ридник устраивали отчетные концерты своих учащихся для общественности города. Они проходили с большим подъемом и аншлагом. В истории школы остались имена самых ярких учащихся того периода: В. Островский, В. Исаенко, Ракитянский, Пономаренко, Самойленко. 

В 1945-46 гг. при школе были организованы курсы по подготовке баянистов для госпиталей инвалидов Отечественной войны. Слушатели этих курсов успешно завершили обучение и были направлены на работу по месту назначения. 

В 1948 году в шокле начала свою преподавательскую деятельность выпускница Киевской консерватории Р. С. Лиознова. 



Джерело: www.mv.org.ua



Додати: Share on Facebook В Контакте

Інші:

Феномен Анатолія Авдієвського
Балет живой и мертвый: как устроен театральный репертуар в Украине и в мире
Невмирущий вінок слави Миколи Лисенка
Про скарби Дмитра Гнатюка
Як зіграти добробут
Втрачений Ужгород: як тифліська скрипалька Віра Ромішовська відкрила в місті музичну школу
Реформа естетичної освіти: скандал замість музики
«Доброзичливці» радили Миколі Лисенку покинути «хохляччину»…
Павло Тичина – диригент
Батько національного культурного прогресу
Переворот в Опере: как дизайн-мышление преобразило театр из Сан-Франциско
Як та коли у Полтаві з'явився будинок Полтавської філармонії
Говоримо про реформу шкіл естетичного виховання з музикантом Ольгою Стельмашевською
10 лучших академических композиторов мира
Музика вічності...
13 березня - вперше виконаний скрипковий концерт мі-мінор Мендельсона-Бартольді
Як українка підкорила Королівський оперний театр Осло
Цензура заборонила оперу про блазня
Папа Франциск про священну музику і літургійний спів
Оскар Фельцман родился 18 февраля 1921 года в Одессе
Фауст в Израильской опере: продать душу дьяволу под музыку Шарля Гуно
6 березня 1853 року в театрі Ла Феніче у Венеції пройшла прем'єра опериДжузеппе Верді "Травіата"
Танцюристи балету розважаються
Уманчанка Марія Машир прославила українську пісню у США
Симфонія таланту Романа Сімовича
Оркестр у головній ролі
130 років тому народився український композитор Сергій Борткевич
Як український козак німецьку народну пісню склав
Італійці відкрили незнаний світ української музики – музикознавець Вєрніцький
Дивний феномен музичного "шкірного оргазму"
Чому музика торкається найглибших струн нашої душі?
Мікрофон замість скальпеля
USA: United Symphony of America. Как работают симфонические оркестры США
Досліджуючи українську монооперу
Опера: кандидати і дебати
Від Бетховена до Rammstein: Як українська пісня німців надихала
Чи є зв'язок між музикою і сексом?
Стоголосий ювіляр
Німецько-українська скрипалька: "Людям потрібно нагадувати про мирне життя"
Голосові дива у різних ролях
      © 2008-2017 Music-review Ukraine. Усі права застережено. При цитуванні інформації посилання на Music-review Ukraine обов'язкове






File Attachment Icon
140.jpg