Здесь поколения учили музыку любить | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Здесь поколения учили музыку любить
Здесь поколения учили музыку любить
5 лютого, неділя

Фото из архива ДМШ №1

В мае 2017 года Мелитопольская детская музыкальная школа №1 - одна из старейших не только Запорожского края, но и Украины - отметит солидный юбилей – 110-летие. К этой замечательной дате мы хотим перелистать страницы истории школы, в стенах которой научились любить музыку несколько поколений мелитопольцев.

Подтверждено «Мелитопольским листком»


В кабинете директора школы Тамары Козиненко на видном месте висит копия передовицы газеты «Мелитопольский листок» за 31 августа 1913 г. Этот номер был обнаружен в фондах сотрудниками городского краеведческого музея, и в 2006 г. его копия была подарена коллективу музыкальной школы тогдашним директором музея Валентиной Сахацкой. В заметке на первой странице опубликовано объявление: «С 1-го Сентября с. г. возобновятся занятия в школе по классу рояли, скрипки и «соло» пения, при участии вновь приглашенных преподавателей, по классу рояли средняго и высшаго курса по программе С.-Петербургской консерватории, свободный художник Урбан-Дейстер и других. Прием записей учениц и учеников ежедневно с 1-го числа в канцелярии школы по Воронцовской улице, дом И. Б. Стамболи, от 10 час. до 2-х час дня и от 4-х час. до 6 час. вечера». И рядом логотип - «Музыкальная школа И. М. Чубаты, основана в 1907 году, Мелитополь, Воронцовская ул. дом И. Б. Стамболи, кв. Лоевскаго». Вот так документально подтвержден возраст нашей почетной «юбилярши». 

Велись ли занятия в бурные годы революции, войн и лихолетья можно только догадываться. Но точно известно, что с 1923 года при «Первой трудовой школе им. Ленина» были организованы музыкальные классы, а в 1925 г. по инициативе учителей этой школы первые школьники Мелитополя приступили к занятиям. Преподавали в музыкальных классах не профессионалы, но большие энтузиасты музыки: А. Ф. Чубич организовал ученический хор; К. М. Масалов и А. Ф. Федоров вели класс скрипки; Б. Г. Ридник, Г. М. Кублановская, Р. Л. Кублановская обучали игре на фортепиано. К работе также были приглашены местные педагоги-музыканты, ранее работавшие в «Народной консерватории». Возглавлял музыкальные классы и был преподавателем музыкально-теоретических дисциплин Саул Давидович Хайновский. В музыкальных классах занималось 80 человек, обучение было платным.

В 1928 г. музыкальные классы были преобразованы в музыкальную студию с семилетним сроком обучения. В 1934 г. студия стала называться детской музыкальной школой и перешла в ведение Запорожского областного отдела искусств. 

Когда в октябре 1935 г. в Мелитополе в здании дореволюционного банка («Общества взаимного кредита») открылся Дворец пионеров, в нем выделили небольшое помещение для музыкальной школы. 

«Первая скрипка» в школе


В 1936 г. директором школы стал замечательный педагог и пианист, человек с блестящими организаторскими способностями Николай Владимирович Гримберг. В школе всегда царила доброжелательная атмосфера. Коллектив стремился к тому, чтобы привить детворе любовь к музыке, пробудить интерес к самостоятельному музицированию, познакомить учащихся с лучшими произведениями музыкальной классики, подготовить грамотных исполнителей и чутких слушателей. Желающих учиться было много, а музыкальных инструментов не хватало. Старожилы вспоминают, что Н. Гримберг с особой заботой относился к инструментам, часами сидел над настройкой пианино, улучшая звучание новых инструментов и возрождая старые. Он отремонтировал и настроил рояль-ветеран, на что потребовалось множество часов кропотливой работы и большого терпения. 




Один небольшой эпизод в калейдоскопе событий того времени подарил нам в своих воспоминаниях Почетный гражданин Мелитополя и один из первых кружковцев Дворца Иван Захари: «Для оперы «Кот в сапогах» музыку написал руководитель нашего хора Николай Владимирович Гримберг. Я играл роль Людоеда, а кота - Вася Неделько, у него был голос тонкий, звонкий, как у Робертино Лоретти. А вот королем была девочка с низким голосом - Лара Сегеденко. С этой оперой мы победили на областном смотре и летом 1941-го поехали в Киев, где заняли тоже первое место».

К началу 40-х гг. в детской музыкальной школе нотная библиотека насчитывала 1500 экземпляров, в распоряжении педагогов и учащихся было шесть скрипок, три фортепиано, рояль, контрабас и виолончель. Юные мелитопольцы стремились владеть нотной грамотой, играть на музинструментах, понимать музыку – в школе училось 160 человек. Но в их судьбы, как и в судьбы миллионов людей, ворвалась война…

Мелитополь еще лежал в руинах после кровопролитных боев, а областной отдел искусств издал распоряжение о возобновлении работы детской музыкальной школы и назначил Н. Гримберга директором новой, возрождаемой школы. 25 апреля 1944 г. ДМШ официально возобновила свою работу. Классов в школе не хватало, поэтому администрация арендовала частные квартиры под классы, занятия проводились на квартирах у педагогов.


Учащихся было много, особенно пианистов и баянистов. Педагогический коллектив школы не упускал возможности популяризировать музыкальное искусство среди детей и взрослых, педагоги З. Л. Бернадская, Д. С. Феруз, Э. М. Ридник устраивали отчетные концерты своих учащихся для общественности города. Они проходили с большим подъемом и аншлагом. В истории школы остались имена самых ярких учащихся того периода: В. Островский, В. Исаенко, Ракитянский, Пономаренко, Самойленко. 

В 1945-46 гг. при школе были организованы курсы по подготовке баянистов для госпиталей инвалидов Отечественной войны. Слушатели этих курсов успешно завершили обучение и были направлены на работу по месту назначения. 

В 1948 году в шокле начала свою преподавательскую деятельность выпускница Киевской консерватории Р. С. Лиознова. 



Джерело: www.mv.org.ua



Додати: Share on Facebook В Контакте

Інші:

Мікрофон замість скальпеля
USA: United Symphony of America. Как работают симфонические оркестры США
Досліджуючи українську монооперу
Опера: кандидати і дебати
Від Бетховена до Rammstein: Як українська пісня німців надихала
Чи є зв'язок між музикою і сексом?
Стоголосий ювіляр
Німецько-українська скрипалька: "Людям потрібно нагадувати про мирне життя"
Голосові дива у різних ролях
Трембіту Василевича слухали навіть президенти
Класичні маргінали. Як українці підкорюють європейські сцени
Перегони за Національною премією
Здесь поколения учили музыку любить
Чому вчитися грі на піаніно ніколи не пізно
Музика, що допомагає працювати. Яка саме?
Волинському ансамблю "Родовід" - 30 років
Як поляки зіграли на Донбасі
Хор з Сокальщини "Надбужжя" відомий за межами району
Сергій Голуб – капітан корабля під назвою «Ніжинська дитяча музична школа»
Нові театри світу та їхні творці
Вячеслав Редя: дирижер - посредник между композитором, исполнителем и публикой
Українці підкорюють світ: в США керують вузами, в Німеччині – оркестрами, а в Канаді – МЗС
Синтез фольклору і власного «я»
Так що ж таке “ромська музика”? Загальний огляд
«Гугеноты» победили в Берлине
Чотири звуки, які підкорили світ
На відкриття паризької "Гранд-опери" змусили купувати квитки її творців
Чи звучатиме арфа?
Фольклор і… кібернетика
На Київщині помер відомий хоровий диригент Олександр Зюзькін
Іван Небесний – представник сучасної генерації композиторів України
Коломиянка Вікторія Ватутіна більше 10 років на професійній оперній сцені
Чи є в Україні меценатство?
Петро Чайковський дозволяв акторам грати хто як може і пригощав цукерками
Мексиканский тенор Хавьер Камарена демонстрирует эталон искусства бельканто
Нейросеть научили писать музыку в стиле Баха
Україну й Німеччину поєднає музика
Дівчинка із, можливо, закарпатським корінням співала з Обамою, а Трамп запросив її співати на своїй інавгурації
В Национальной опере Украины открылась выставка всемирно известных произведений испанской компании Lladro — «Фарфор на пуантах»
Лучани хочуть мати камерний хор
      © 2008-2017 Music-review Ukraine. Усі права застережено. При цитуванні інформації посилання на Music-review Ukraine обов'язкове






File Attachment Icon
140.jpg