Денис Мацуев: «Задача нашего музыкального цеха - отмывочная. Отмываем душу» | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Денис Мацуев: «Задача нашего музыкального цеха - отмывочная. Отмываем душу»
Денис Мацуев: «Задача нашего музыкального цеха - отмывочная. Отмываем душу»
На вопрос, кто герои нашего времени, сразу отвечаю: учителя музыкальных школ, музейщики и библио­текари», - говорит Денис Мацуев
14 листопада 2013, четвер
Поширити у Facebook

2014 год в России объявлен Годом культуры. Поможет ли это кардинально изменить то положение, в котором оказалась культура в постперестроечную эпоху? Об этом «АиФ» спросил Дениса Мацуева - он же не только пианист талантливый, но и член Совета по культуре при Президенте РФ.

Денис Мацуев. Sberbank Debut

Юлия Шигарева, «АиФ»: Денис, на Совете по культуре экс-директор музея «Ясная Поляна» Владимир Толстой сказал, что государство к культуре относится как мачеха. Согласны?

Денис Мацуев: Об этом давно уже надо было трубить - надо пересмотреть отношение к культуре. Дело даже не в том, что она финансируется по остаточному принципу. Проблема в другом - начиная с перестройки (а может, и раньше) к культуре у нас относятся как к развлекухе. А неплохо бы уже чётко разделить, где массовая культура, а где высокая. Чем мы должны гордиться, а что продвигать не так активно. Вот тогда станет понятно, во что имеет смысл вкладывать деньги. Потому что сейчас на вопрос «Назовите героев нашего времени» я сразу отвечаю: учителя музыкальных школ, музейщики и библиотекари.

Какая у этих людей должна быть уверенность в том, что свою жизнь они должны посвятить служению именно этому делу, если ты прекрасно осознаёшь: ты никому (я имею в виду государство), по большому счёту, не нужен. Тот мизер в виде зарплаты, который им платят... Тот слой провинциальной интеллигенции, который ещё сохранился, по-моему, достоин большего! Многие думают, что провинция - это что-то второсортное. А это не так! Россия-то живёт не в Москве! И 99% выдающихся личностей в советские времена вышли именно из глубинки.

У меня есть идея - проехаться в ближайшие два года по тем городам, где я ещё не был (хотя я давал концерты уже в 110 городах России). Играть не только в Пскове, но и в Великих Луках. И чтобы билеты были доступные. Потому что народ в малых городах очень сильно голодает - я имею в виду культурный голод.

- А зачем вам эта провинция? Пиара никакого, навара (гонораров) - тоже.

- А я не ради пиара езжу! Я даю концерты, чтобы играть музыку, и не думаю о том, какое реноме себе заработаю или какой гонорар получу. Или что подумают о России благодаря моему выступлению. Хотя нет, не всегда… Как-то в Европе я увидел телерепортаж об Иркутске. Мне так хорошо стало: родина, снег… А потом я послушал, о чём там говорят. Оказалось, о том, как на улицах Иркутска в мороз замерзают бомжи. Я был взбешён! И добился того, что ВВС сняла репортаж о другом Иркутске - о декабристах, Байкале, нашем фестивале «Звёзды на Байкале»…

Да, Великие Луки не Карнеги-холл. Но именно там может случиться такая химия между мною и залом, благодаря которой я и сам заряжаюсь на несколько месяцев вперёд, и зрителям мощную сценотерапию устраиваю! Концерт может для их здоровья - прежде всего душевного - дать больше, чем визит к врачу. И если тот посыл, который ты шлёшь в зал, хотя бы до кого-то дойдёт и частичку чего-нибудь хорошего этим уставшим людям принесёт, - им намного лучше станет. Поверьте! А люди, которые годами не слушали серьёзных концертов, - у них такая жажда настоящего искусства! В той же Чите ни один симфонический оркестр не играл с 1987 года!

- Мы живём в век прагматизма. И чтобы власти захотели выделить на культуру больше денег, им надо понимать, какую пользу с этого получить можно.

- Может, и бог с ней, с культурой, - будем пить, есть (иронично)... Зачахнем ведь!

- Почему?

- Потому что не так всё просто, как кажется. Мы не проживём без культуры - если не будем слушать Чайковского, читать Пушкина, Достоевского. Мы вымрем - сперва внутри, в душе, а потом физически - как нация, способная что-то созидать. Потому что человек, развитый не только физически, но и духовно, по-другому относится ко всему - и к работе, и к близким. Дайте ему возможность хотя бы раз в жизни Чайковского послушать. И, может быть, тогда он впервые задумается: а бить ли ему жену с пьяных глаз? И пить ли ему вообще? Я понимаю: это не с каждым произойдёт. Но если хотя бы с одним из десяти - уже хорошо!

Валерий Гергиев сумел добиться того, чтобы было принято решение вернуть в школы хоровое пение. И вот уже слышатся голоса: «А нужна ли детям обязаловка?» Я прекрасно помню - в нашей общеобразовательной иркутской школе хор был. Уж не говорю о том, что в советское время чуть ли не в каждой второй семье дома стояло пианино и ребёнок ходил в музыкальную школу. Да, 90% из них не стали выдающимися музыкантами или певцами. Но даю гарантию - после занятий музыкой у человека раскрывается второе полушарие мозга! И мы должны каким-то образом приучать детей к хорошему - в школьном ли хоре, на концертах ли.

И так же точно я знаю, что содержать детский самодеятельный оркестр в школе или Дворце культуры в разы дешевле, чем колонию несовершеннолетних, - я сам веду молодёжный оркестр «Созвездие Байкала». А что сделала Венесуэла? Чавес запустил программу - и вся их шпана и беспризорники сели играть в молодёжные оркестры. И теперь одни из лучших дирижёров и музыкантов в мире - венесуэльцы.

- Лет пять назад в интервью «АиФ» вы сказали: «Да, я не уехал на Запад, как другие мои ровесники-музыканты. Но я знаю, что многие готовы вернуться и работать здесь». И как, многие вернулись?

- Нашему фестивалю молодых исполнителей классической музыки «Крещендо» в следующем году исполнится 10 лет. Результат - больше 100 музыкантов - участников фестиваля стали востребованы в России. Гобоист Алексей Огринчук (а он, к слову, концертмейстер королевского оркестра «Концертгебау» в Амстердаме), скрипачи Алёна Баева, Борис Бровцын, Сергей Крылов, пианистка Екатерина Мечетина, виолончелист Александр Бузлов, альтист Максим Рысанов - я могу перечислять ещё долго. Их возвращение в какой-то степени разрушило стереотип о том, что в классической музыке у нас всё плохо. А на самом деле пока - пока! - всё хорошо. И новое поколение музыкантов, во всяком случае в нашем цехе пианистов, идёт такое - мама не горюй!

К счастью, филармоническая жизнь снова бурлит - особенно в регионах: Красноярск, Омск, где построен великолепный зал, Казань, Екатеринбург. Тенденция в обратную сторону качнулась. А сколько ко мне на концерты приходит ребят из рабочих семей! Они до этого никогда в жизни классическую музыку не слышали, а тут их зацепило…

- У нации инстинкт самосохранения включился?

- Не знаю, какой это инстинкт. Просто люди начинают понимать: то, что они сейчас услышали, - это совсем другое, нежели те идеи «хватай, глотай, развлекайся!», которые им внушали все эти 20 лет. И, кстати, сейчас в Интернете есть столько всяких ресурсов, где можно бесплатно слушать классику. И на своём сайте я транслирую все свои концерты. Видели бы вы посещаемость - Норильск, Таймыр, Владивосток!.. Да, в Интернете есть огромное количество зла. Но есть и масса способов отмыть свою душу. И это задача нашего цеха музыкального - отмывочная! Снять тот шлак, который на душах накопился.

В общем, нам, 30-40-летним, браться за дело надо немедленно.

За здоровую часть молодого поколения мы будем биться. И всех порвём!


Конкурс (фестиваль): Міжнародний музичний конкурс-фестиваль Sberbank Debut
Джерело: www.aif.ru



Інші:

Герман Макаренко, диригент Національної опери України, художній керівник оркестру «Київ-Класик»
Кері-Лінн Вілсон, канадсько-американська диригентка
Василь Гречинський, художній керівник і диригент нью-йоркського хору «Думка»
«В Україні надзвичайно цінують органне мистецтво»
Віталій Пальчиков: "Одержимість ідеєю я взяв за основу..."
Анжеліна Швачка: «Оперний співак повинен мати залізну волю і залізні нерви»
Концерт заради миру: як Омар Арфуш змінює світ через музику
Диригентка Оксана Линів — про дебют в Метрополітен-опера і просування української музики в світі
"У нас іншого шляху немає, ми мусимо інтегруватися в світову культуру" – Струтинський
Йорг Цвікер: «Якщо тримати очі відкритими, життя пропонує стільки чудових речей!»
Незрівнянний світ краси: що розповідає і що приховує фільм про Назарія Яремчука
Музична керівниця Національної філармонії Наталія Стець: «Представили за сезон понад 1 тис. 120 концертів»
Як готують шоу Within Temptation на ATLAS UNITED 2024 — інтерв'ю з композиторкою Марією Яремак
Наталія Пасічник, директорка Українського інституту у Швеції
Петро Качанов: «Без глядачів театр – це просто приміщення»
Я не заспівала жодної російської опери, — Софія Соловій
«Елегія військового часу»
Головний диригент Полтавського театру імені Гоголя Олександр Сурженко відзначає 65-річний ювілей
Ярослав Ткачук: життя у… балеті
Андрейс Осокінс, латвійський піаніст
КОМПОЗИТОРКА БОГДАНА ФРОЛЯК: «ТРАГІЗМ, СВІТЛО, ДРАМАТИЗМ І НАДІЮ ПЕРЕЖИВАЄМО МИ, УКРАЇНЦІ, В ЦЕЙ ТЯЖКИЙ ЧАС ВІЙНИ»
Світова зірка Людмила Монастирська
Роман Григорів, Ілля Разумейко: «Сучасне мистецтво, сучасна опера — це те, що відрізняє нас від росії»
«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
IMG_0327.jpg