|
Музыка для Юлии. Молодые одесские композиторы пишут оперы, пьесы, романсы
«Ежедневное чудо», «Волчье логово» и «Гармония числа Эйлера»
24 січня 2017, вівторок
Поширити у Facebook
Жизнь коротка, искусство вечно. О справедливости этого утверждения иногда не задумываешься. В Одесской национальной музыкальной академии имени Неждановой состоялся концерт студентов-композиторов, ставший совершенно особым и, в отличие от обычных студенческих выступлений, нерадостным событием. Он посвящался памяти известного композитора, доцента музыкальной академии, члена Национального союза композиторов Украины Юлии Гомельской. Вместе с мужем Сергеем Усатенко она погибла в автомобильной аварии 4 декабря 2016 года.
В день похорон планировался концерт Гомельской и её учеников в честь 80-летия со дня рождения её учителя, известного одесского композитора Александра Красотова. Но судьба распорядилась по-своему, и состоялся спустя полтора месяца концерт Юлиной памяти. Непривычное присутствие на сцене иконы и горящей свечи, непривычное отсутствие всегда весёлой, яркой, энергичной Юлии Александровны… В концерте участвовали представители всего композиторского факультета — студенты и аспиранты самой Гомельской, Сергея Шустова и Кармеллы Цепколенко.
«Всегда мы с Юлей были вместе на музыкальных форумах, где представляли Украину: в Швеции, Хорватии, Бельгии, Гонконге, Люксембурге, — говорит Кармелла Семёновна. — Ум понимает, а душа не верит в её уход. Юля была в расцвете сил, в своём последнем интервью она сказала: "Моё лучшее произведение впереди". Она думала, что ещё сможет достичь очень больших высот. Моё сердце болит, ушёл человек необыкновенный, мало таких людей. Я лишилась и подруги, и соратницы, и человека, с которым связывает многое. Это ужасная трагедия и невосполнимая утрата для всей украинской музыки».
Юлия Гомельская окончила Одесскую консерваторию имени А. В. Неждановой (ныне — Одесская национальная музыкальная академия), затем преподавала в ней. Кандидат искусствоведения, автор симфонической, балетной, камерной и вокальной музыки, член Украинской секции ISCM — Международного общества современной музыки. Её сочинения исполнялись в таких концертных залах, как Wigmore Hall и Purcell Room (Лондон, 1998, 2001, 2002), Gran Teatre del Liceu (Барселона, 2002).
За последние годы музыка одесситки звучала в авторском концерте в столичном зале Национального союза композиторов Украины в исполнении оркестра «Киевская камерата». Состоялись также два концерта-портрета (в Большом зале Одесской музыкальной академии и в филармонии в рамках международного фестиваля «Два дня и две ночи с новой музыкой»). На международных хоровых конкурсах в Испании, Бельгии и Болгарии звучат произведения Гомельской в исполнении молодёжного женского хора «Ориана». Её балет «Джен Эйр» поставлен в Северной Каролине (США), также поставлен Лондонским детским балетом в Peacock театр (Лондон), а камерные произведения постоянно украшают программу КиевМузикФеста и многих других фестивалей.
В феврале состоится премьера балета на музыку Гомельской в Одесской опере под названием «Судьбы» (хореографическая постановка — Сергей Кон). Балет посвящён судьбам людей нашей страны, оказавшейся на сложном историческом разломе.
Свои новые произведения представили студенты и аспиранты из класса Гомельской Анна Стоянова, Анна Копейка, Антон Кошелев, Мария Грабина, Кристина Фильченкова, Надежда Сысоева, Екатерина Переклита. Эти талантливые ребята наверняка будут востребованы на международном фестивале «Два дня и две ночи с новой музыкой», который всегда проходил с музыкой их любимой Юлии Александровны (большой концертный блок в память о Гомельской будет исполнен на ближайшем фестивале в апреле этого года). Звучали пьесы, части сонат, романсы и даже оперная музыка.
Вокальный ансамбль «Опера во благо» порадовал произведением Анны Стояновой «Ежедневное чудо» на стихи Роберта Рождественского. Подумалось: композиторское и исполнительское искусство как раз и позволяют человеку существовать в атмосфере ежедневного чуда, пусть даже поэт с этим и не согласен, утверждая: «Ежедневное чудо — не чудо».
Выпускник прошлого года (класс профессора Кармеллы Цепколенко) Андрей Малинич представил сопрано Кристину Темченко, которая исполнила сцену и арию Анны Панкеевой из его камерной оперы «Волчье логово», основанной на материалах одесской истории.
Захватывающий сюжет, эффектные музыкальные решения — как будет интересна эта опера в сценическом воплощении! Ведь история «человека-волка», случившаяся в реальности и заинтриговавшая самого Зигмунда Фрейда, рассказанная при помощи интонационного словаря эпохи декаданса, не оставит равнодушным ни меломана, ни простого любителя интригующих коллизий.
А завершился вечер «Гармонией числа Эйлера» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (всех нас учили в школе числу «пи», а о числе Эйлера знают те, кто занимался высшей математикой) — философская пьеса Анны Копейки поставила в программе не точку, но многоточие. Музыка вечна, но жизнь бывает иногда досадно, несправедливо короткой…
Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин
Композитори:Кармелла Цепколенко
Навчальний заклад: Одеська державна музична академія імені А. В. Неждановоі
Джерело: Таймер
|