Вячеслав Редя: дирижер - посредник между композитором, исполнителем и публикой | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Вячеслав Редя: дирижер - посредник между композитором, исполнителем и публикой
Академічний симфонічний оркестр Запорізької обласної філармонії
Редя В'ячеслав
Вячеслав Редя: дирижер - посредник между композитором, исполнителем и публикой
15 січня, неділя

Музыка - универсальный язык, способный объединить на эмоциональном уровне совершенно разных людей, вдохновить и дать море энергии.

Музыка, исполняемая оркестром - это всегда нечто магическое, завораживающее и тотальное. Всякий раз, погружаясь в гармоничную игру симфонического оркестра, задаешься вопросом: как им удается этого достичь? 

Ответы не только на этот сакраментальный вопрос, но и многие другие - от созвучия оркестра до работы дирижера - дал в ходе «Естетських субот» в галерее Barannik художественный руководитель и дирижер с более, чем 30-летним стажем - «Народный артист Украины», «Заслуженный деятель искусств», лауреат множества премий Вячеслав Редя.

Чем отличается сегодня профессия дирижера от этой же профессии лет сто назад?

- Даже в консервативной профессии дирижера всегда нужно находить новые подходы и новые вехи ее развития, особенно сегодня - в 21-м веке. Очень важно развивать технические решения реализации в той или иной музыки, открывать новый язык для передачи не только музыкальных образов, но и нюансов той или иной композиции. Композитор - генератор идеи. От исполнительная также зависит то, как зазвучит музыка, как ее услышат - это вторая роль в цепочке, дирижер - посредник между композитором, исполнителем (хотя, он тоже является исполнителем) и публикой. Задача дирижера - как можно ближе и лучше донести идею композитора.

Что представляет из себя наш симфонический оркестр сегодня?

- В нашем симфоническом оркестре 80 музыкантов. Это полноценный симфонический оркестр. У нас есть хор струнных инструментов - скрипки, альты, виолончели, контрабасы; хор духовых деревянных инструментов - флейты, гобои, кларнеты, фаготы; хор медных духовых - валторны, трубы, тромбоны, туба; ударные инструменты, клавишные, щипковые (арфа). Однако никакая музыка не будет звучать, если не будет живых людей - музыкантов, которые озвучивают музыку. Математику музыки нужно оживить и сделать это красиво.

Обычно говорят, что профессия дирижера, как и музыканта - это работа без выходных...

- По большому счету, да - так и есть. До дирижеров были капельмейстеры, после дирижеры отстукивали ритм по полу специальной тростью-баттутой, что очень мешало работе оркестра и звучанию музыки. Жан-Батист Люлли (французский композитор, скрипач, танцор, дирижер, - авт.) пробил себе даже ногу такой палкой, у него случилась гангрена, от которой он умер. В то время дирижеры стояли лицом к публике - считалось неприличным от нее отворачиваться, - что значительно затрудняло работу музыкантов. Вагнер первым сделал вызов публике, повернувшись лицом к оркестру. Сначала это вызвало большое негодование у публики, но позже стало ясно, что музыка настолько усложнилась, что сегодня уже простым отбиванием метронома не продирижируешь.

Чего в первую очередь дирижер должен добиться от музыкантов? 

На заре советской власти появились первые ансамбли персимфансы (первые симфонические ансамбли), которые решили работать упрощенно - без дирижеров. Однако долго это не продлилось, поскольку оркестр - такой механизм, который нужно кому-то собрать. Поверьте мне, даже если посадить вместе играть первых лауреатов международных конкурсов, которые блестяще владеют своими инструментами, то это не будет называться оркестром. Люди должны стать командой. Три слона, на которых стоит задача оркестра - играть чисто, вместе и с нюансами. Чисто вместе - это понятно, что же касается нюансов, то именно они эмоционально воздействуют на эмоции - это акценты, характер музыки, настроение.

Что не любят музыканты? Как с ними правильно работать?

- Они не любят, когда им навязывают образы. У каждого музыканта относительно той или иной композиции своя картинка и это хорошо и никто не любит ее менять. Если же, предлагая образ, ты попадаешь в десятку, что откликается в сердце большинства, то это срабатывает. Здесь должен быть талант приводить общий понятный всем и приятный образ. Все живые люди, все талантливые и все знают, как играть. И вот люди делятся на тех, кто знает и кто умеет, как и в социуме. Оркестр - это тоже маленький социум. И когда мне музыкант говорит «вот надо так», то я отвечаю «покажите». При этом нельзя никого обижать, быть человечным, но, тем не менее, стараться держать дисциплину и зажечь своей идеей.

Какие бывают дирижеры? Соответ c твенно, какие они применяют методы работы?

Есть дирижеры волюнтаристы, есть лояльные, есть разговорники и молчуны. К волюнтаристам можно отнести Малера, Караяна, Тосканини. Например, последний метал палочки и предметы в музыкантов, если плохо играли. Конечно, у каждого свои методы работать, но всегда следует во главу ставить художественные цели, как мне кажется. При этом, задача дирижера быть немножко впереди. Например, дирижер должен приходить на репетицию всегда с какой-то продуманной концепцией, идеей и прочтение определенного произведения. Дирижер обязан быть чутким ко всем и предельно внимательным, впрочем, и от каждого музыканта требуется полная концентрация.

Это технические особенности работы. А в художественном смысле, что дирижер должен музыке?


- Должен оживить произведение и сделать так, чтобы оно не исполнилось всего два раз - первый и последний. Дирижер и музыканты обязаны сделать так, чтобы произведение стало популярным - чтобы его хотелось играть снова и снова. Возможно, даже привнести в произведение что-то свое, если, конечно, композитор не возражает.

Какие композиторы сегодня современны?

- Современен ли, к примеру, Бах или Моцарт? Современен тот, кто звучит сегодня и будет звучать еще очень долго - в веках. Как говорится, вся великая музыка идет свыше и гениальным композитором дано воспринять и передать эту информацию.

Но звучание той же классической музыки меняется со временем? Одни и те же ноты могут звучать по-разному... 

- Естественно, что так, как играли в 18-м и 19-м веке - это сегодня звучать не будет. Эта музыка будет звучать по-другому: правила диктует современный ритм жизни, строй инструментов и так далее. И восприятие музыки сегодня тоже другое. В сущности, живое исполнение одной и той же музыки неповторимо, даже если мы будем каждый день играть одно и то же, одним и тем же составом оркестра - оно будет звучать по-разному - в разной динамике, темпах и даже акцентах. И это нормально. Важно, чтобы музыка несла ту 
энергетику, за которой приходят люди.

Вячеслав Редя: дирижер - посредник между композитором, исполнителем и публикой


Вячеслав Редя: дирижер - посредник между композитором, исполнителем и публикой


Вячеслав Редя: дирижер - посредник между композитором, исполнителем и публикой


Вячеслав Редя: дирижер - посредник между композитором, исполнителем и публикой


Автор: Ева Миронова
Колективи: Академічний симфонічний оркестр Запорізької обласної філармонії
Диригенти: В'ячеслав Редя
Концертна організація: Запорізька обласна філармонія
Джерело: newsmir.info



Додати: Share on Facebook

Інші:

Опера в свинарнику: європейські рецепти відродження малих українських міст
Як музика зустрічає розум?
Родом з України: українське коріння композитора Ігоря Стравінського
Що робить Віденську Оперу найпопулярнішою і визнаною у всьому світі?
Яку історію має будинок Полтавської філармонії
Між дерев співається найкраще
ODESSA CLASSIC 2017: в Одессе проходит Международный музыкальный фестиваль
Насолода «живим звуком»
Священик, композитор, диригент, член Української Національної Ради ЗУНР Остап Нижанківський
Пам’ять про автора українського гімну Михайла Вербицького потрібно повернути в Україну – дослідниця
Київському оркестру New Era Orchestra виповнилося 10 років
Зробиш бандуру — візьмемо: як «посвячують» у сучасних кобзарів
Посол і меценат української культури
Музична зброя України: тулумбас викликає дощ, а звуками дримби лікують хворих
Як народилася пісня «Рідна мати моя»?
Симфонічний оркестр Вінницької філармонії відкрив фестиваль П. І. Чайковського та Н. Ф. фон Мекк
У Чернівцях була своя консерваторія
Вінниця у травні проводить ХV Міжнародний фестиваль ім. Петра Чайковського та Надії фон Мекк
Родом з України: Норберт Гланцберг - композитор
Урочисте закриття Першого Всеукраїнського конкурсу піаністів імені Олега Криштальського
Музи Бейли Бартока: найбільша любов
Голгофа Артемія Веделя
Молоді композитори України: COURSE 2017
Відомий закарпатський композитор легко закохувався у талановитих юних дівчат
Автор музики до мультсеріалу «Про козаків» вчився у Тернопільській ЗОШ №4
Після Brexit: що буде з європейськими оркестрами
Как поступить в немецкую консерваторию
Где и как учат музыке в Германии
Леонардо да Вінчі – безликий геній Ренесансу
8 малоизвестных фактов о Лучано Паваротти
До ювілею журналу «Українська Музика»
У пошуках справного піаніно
15 квітня 1905 року народився великий український балетний танцівник Сергій Лифар
Найбільший в Україні орган ще «звикає» до Харкова
Від футуризму до електроніки
Хлібні колоски Іванові Козловському
«Я приїжджав до театру, прив’язував коня і йшов на сцену. Мої однополчани, які сиділи у перших рядах партеру, підтримували мене не плесканням у долоні, а стукотом прикладів гвинтівок об підлогу»
Феномен Анатолія Авдієвського
Балет живой и мертвый: как устроен театральный репертуар в Украине и в мире
Невмирущий вінок слави Миколи Лисенка
      © 2008-2017 Music-review Ukraine. Усі права застережено. При цитуванні інформації посилання на Music-review Ukraine обов'язкове






File Attachment Icon
110623_065.jpg