|
Украинская фортепианная школа: вперед большими шагами
Интервью с Антонием Барышевским
20 червня 2014, п'ятниця
Поширити у Facebook
Молодой украинский пианист Антоний Барышевский – лауреат многих международных фортепианных ристалищ: в Испании, Италии, обладатель гранпри конкурсов во Франции и Марокко. В октябре в Люксембурге он в очередной раз завоевал звание лауреата, а недавно победил в Берне.
В числе его удач и ІІ премия в 2005 году на VI конкурсе молодых пианистов памяти Владимира Горовица (средняя группа). В конце мая Барышевский неожиданно для скептиков победил на конкурсе пианистов в Тель-Авиве. С напряжением следили за ходом этих состязаний поклонники фортепианного искусства во всем мире. Благо, онлайн-трансляции и последующая возможность просмотра ее записи на сайте конкурса – давно не проблема.
Многие прогнозировали победу ученице председателя жюри россиянке Марии Мазо, которая в итоге стала лауреатом лишь четвертой премии. Интрига сохранялась до последней минуты конкурса и разрешилась на церемонии вручения наград в тель-авивском зале «Гейхал ха-Тарбут».
Наш музыкант получил Золотую медаль, главный приз 40000 долларов и премию в размере 4500 долларов за лучшее исполнение обязательного произведения израильского композитора Беньямина Юсупова «Лабиринтов подсознания».
Это особенно здорово: украинская исполнительская школа постепенно завоевывает в мире собственные высокие позиции. Зимой слушала, как он играл несколько пьес на открытии детского конкурса им. В.Пухальского в Киеве. Это были «Балет невылупившихся птенцов», «Баба Яга», «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М.Мусоргского и фантазия Владимира Горовица на тему оперы «Кармен» Ж. Бизе. Что сказать – это зрелый мастер, достойный солист Национальной филармонии Украины.
В настоящее время, после конкурса пианист находится в Париже. Нам удалось взять у лауреата небольшое интервью по телефону.
- Поздравляю вас, Антоний, с победой в одном из самых престижных мировых пианистических состязаний – конкурсе им. Артура Рубинштейна в Тель-Авиве. Скажите, что вы почувствовали, когда услышали свое имя на самой его вершине?
Спасибо большое. Честно говоря, я не поверил в первые минуты и был в некотором шоке и смущении в последующем времени. Немного странно, что люди как будто ждут какого-то особого поведения человека, который оказывается победителем – хотят видеть «радость со слезами на глазах», или сумасшедший экстаз, что-то в этом роде. Мне же хотелось побыстрее куда-нибудь уйти. Это не из скромности, просто чувствую себя не в своей тарелке в такие пафосные моменты.
- Расскажите о людях, сыгравших важную роль в вашем становлении.
- Мне невероятно повезло с педагогами. Начал учиться у Алины Соркиной в киевской ДМШ №14. После ее отъезда за границу закончил 5-ю школу у Риты Семёновны Донской. А в десятилетке им. Н. Лысенко, консерватории, аспирантуре, да и по сей день занимаюсь у Валерия Козлова. Этим замечательным людям принадлежат мои заслуги не меньше, чем мне. Они дали мне колоссальное количество знаний, и я неимоверно благодарен им.
- Вы участвовали чуть ли не в двух десятках соревнований. Скажите, на сколько сложно подготовить огромную программу трех туров и чем вы руководствовались при ее выборе для последнего конкурса?
- Тут есть несколько компонентов: с одной стороны, хочется поставить в программу произведения, которые сейчас нравится играть, что-то новое. А, с другой – то, что уже достаточно уверенно получается, «обыгранные» пьесы. Есть произведения хорошие, но, так сказать, «не конкурсные». Приходится выбирать достаточно эффектную музыку, но, по возможности, не сильно затасканную.
- Я слушала исполнение вами цикла М.Мусоргского „Картинки с выставки” около года назад в Большом зале Академии Чайковского. Вы вполне владеете собой и играете, если можно так выразиться, рассчетливо. Что вы чувствуете во время выступлений?
- На сцене должен быть некий баланс между рассчётом и спонтанностью игры, потому что, при перекосе в одну сторону получится «компьютерное исполнение», а в другом случае – хаос. Идеальный вариант – это когда музыка «рождается на сцене». К этому хочется стремиться.
- Какой конкурс из пройденных запомнился наиболее ярко и чем?
- Почему-то, перебирая в памяти, вспомнил один из первых моих конкурсов, под Киевом в Ворзеле. Особо запомнилось, как дорога к зданию, где проходили прослушивания, шла от железнодорожной станции через лес. Там не было ни роялей, ни пианино для разыгрывания перед выступлением, и я „разыгрывался” на ...бильярдном столе, обнаруженном в одной из комнат.
- Удивительная история, типично наша... Скажите, Антоний, возникает ли общение с коллегами в конкурсном процессе? Вы слушаете выступления соперников?
- На конкурсе Рубинштейна я послушал вживую только Романа Лопатинского, свого соотечественника и хорошего знакомого, остальных слушал в записи, правда, не всех.
Общение было замечательным, и с иностранцами из дальнего зарубежья, и с русскими – благо, о политике разговор не заходил (хотя я и ожидал напряжённых дискуссий на эти темы). Хотя как правило моменты «прохода-не прохода» в следующий тур делают общение менее непринуждённым.
- Как солист Национальной филармонии вы выступаете перед разными аудиториями. Каков уровень украинской публики?
- Наша публика ничем не уступает по уровню образованности любой другой. Как и во многих странах, среди людей в зале есть и профессионалы, и меломаны, и просто любопытствующие. Может быть, нам ещё предстоит перебороть апплодисменты между частями, разговоры по мобильному во время выступления, но уже здорово то, что в зал приходят те, кто десять лет назад слушал только эстраду.
- У вас есть стилевые предпочтения? Как относитесь к современной музыке?
- Мне нравится и музыка трубадуров, и ars nova, и музыканты эпохи ренессанса, барокко. Хотя в игре чувствую себя наиболее комфортно в романтической музыке и в мире Равеля, Скрябина, Мессиана. С большим интересом слежу за современной музыкой, особенно украинской – для меня такие композиторы, как Алексей Ретинский, Максим Шалыгин, Святослав Лунёв являют новую музыку Украины. Не упомянул Валентина Сильвестрова – но я считаю, он уже в истории, как ключевое звено нашей композиторской школы, хотя он и не преподаёт.
- В жизни Украины происходят важные политические события. Что, по-вашему, следует реформировать в отечественной культуре?
- Нужно создать условия для того, чтобы музыканты оставались на родине. Чаще приглашать звёзд мирового масштаба для концертов, мастер-классов – слава Богу, в этом направлении уже есть сдвиги. Но по прежнему мы не можем услышать в наших залах Андраша Шиффа, Мюррея Перайю, Анне-Софи Муттер, Даниэля Баренбойма... Хорошо бы, конечно, чтобы государство начало помогать фестивалям, таким, как Chamber music session, или «Изоляция», который лишился недавно своей базы в Донецке благодаря «миролюбивым ополченцам» из ДНР.
- Есть ли сегодня у вас зарубежные предложения? Каковы планы на будущее?
- Конкурс Рубинштейна даёт своим лауреатам определённое количество ангажементов как в Израиле, так и зарубежом – в Европе, Австралии, США. Надеюсь, что все эти концерты состоятся, но также я буду продолжать учавствовать в программах Национальной филармонии Украины.
- Антоний, пожалуйста, расскажите о том, что считаете важным для себя. И возможно, поделитесь курьезными моментами вашей творческой жизни.
- По поводу конкурса Рубинштейна любопытно, что я подавал документы на него три раза, и только в этом году был допущен „по бумагам” на первый тур. Конечно, документы были разной степени презентабельности в разные годы, но, возможно, это будет для кого-нибудь примером того, что «всему своё время».
- Спасибо за разговор и желаю вам успехов на концертном поприще и в личной жизни.
Автор: Ольга Кізлова
Виконавці: Антоній Баришевський
Музикознавці: Ольга Кізлова
|