|
«Рейнгольд Глиэр и его ученики»
Фестиваль мистецтв «Шевченківський березень»
27 березня 2015, п'ятниця
Поширити у Facebook
20 марта киевская музыкальная элита стала свидетелем интереснейшего события – в рамках ХХI Фестиваля искусств «Шевченковский март» состоялся творческий вечер «Глиэр и его ученики». Так уж случилось, что в этом году совпало несколько юбилеев выдающихся украинских композиторов:140-летие со дня рождения Рейнгольда Глиэра, 125-летие со д. р. Льва Ревуцкого, 120-летие со д. р. Бориса Лятошинского и 70-летие со д. р. Ивана Карабица. Это отразилось и в самой программе концерта, сделав его знаковым событием академического музыкального мира. Настоящим открытием вечера стала мировая премьера произведения Сергея Прокофьева – ученика Р. М. Глиэра. Заинтригованы? Но все по порядку.
Обстановка
Само музыкальное событие, как и все его организационные подробности долго держали в секрете. И вот, наконец, интрига потихоньку начала рассеиваться. Для проведения концерта организаторы выбрали весьма необычное место: огромный зал-холл на территории Галереи «Д12». Пространство зала разделили на несколько «зон»: в центре небольшим полукругом были выстроены стулья, по бокам виднелись диванчики, а в правом секторе стояли удобные кресла-«мешки». Все это создавало общую теплую атмосферу большой дружной компании.
Тише, идет концерт!
Вечер открыл струнный ансамбль (худ. руководитель – Леонид Шухман) в сопровождении – Александра Черного (рояль). Музыканты исполнили вальс Р. Глиэра. Струнный ансамбль на сцене сменил женский хор под руководством Галины Горбатенко (концертмейстер – Елена Марценковская). Коллектив отличался необычайной слаженностью звучания, представив вниманию несколько миниатюр Р. Глиэра.
Первым сюрпризом вечера стало появление на сцене правнука легендарного композитора Р. М. Глиэра – Кирилла Новосельского. В своем обращении он отметил:
«Нашу семью очень радует, что на родине Рейнгольда Морицевича настолько возвышенно и творчески отмечают это событие. Ведь и сам Глиэр часто говорил, что музыка –это тот универсальный язык, который объединяет людей, живущих совершенно по разные стороны океана. Это тот язык, на котором можно говорить, понимать друг друга и сотрудничать. Поэтому, с помощью этого «правильного» творческого языка мы будем восстанавливать те мосты, которые люди других профессий разрушают».
Музыкальную программу продолжил духовой оркестр под руководством Владимира Думы (солистка – студентка III курса колледжа Глиэра – Анна Кива), исполнив Романс Глиэра (ор.35 №6) в переложении Ю.Мельника. Сама драматургия вечера была выстроена таким образом, чтобы ни секунды не дать зрителю скучать: на сцене чередовались разнообразные исполнительские составы (от сольных исполнителей до ансамблей и оркестров), музыкальные жанры, образы и настроения.
Следующим на сцене появился хоровой коллектив, с двумя обработками украинских народных песен. Протяжно-скорбные лирические настроения «Прилетіла перепілонька» сменились задорно-игривыми мотивами «У перетику ходила» (на сл. Т. Шевченка).
Стоит отметить еще одно организационное решение: пространство сцены позволило максимально сократить время на подготовку следующего номера. Так, за спиной у еще выступающего хорового коллектива разместился симфонический оркестр (под руководством студента второго курса НМАУ им. П. И. Чайковского –Артема Кузьменко). Он и представил всеобщему вниманию третью часть Симфонии №2 Льва Ревуцкого. Обволакивающее оркестровое звучание создало целую «историю», где музыкальные события сменяли друг друга, подобно изображениям калейдоскопа. Увенчивали произведение бравурные фанфары, символично утверждая победоносные мотивы украинской народной «А ми просо сіяли».
В следующем музыкальном «блоке», логически продолжившим вечер, была представлена музыка Ивана Карабица. Но сначала на сцену была приглашена его жена, доктор искусствоведения, профессор НМАУ им. П. И. Чайковского – Марьяна Копица-Карабиц, которая поделилась со слушателями воспоминаниями о своем муже:
« Иван Федорович вспоминал, как поехал в далекую Аргентину общаться с композиторами-коллегами. Когда они сидели в кафе, к ним подошел официант, спросив «Откуда прибыл этот гость?» Когда ему ответили «Из Украины», тот недоуменно спросил «А где это, в Африке?» Ивану Карабицу тогда стало очень горько, и, вернувшись в Украину, он решил, что каждый на своем месте должен что-то делать. Так и родился «Kyiv Music Fest» - фестиваль, который познакомил нас с мировыми звездами композиторского и исполнительского творчества. Так мы вышли на связь и с талантливыми украинскими композиторами, разбросанными по всему миру (и во Франции, и в Америке, и в далекой Японии)».
Первым произведением, открывшим музыку Ивана Карабица этим вечером, стала фортепианная Сонатина. Её исполнила студентка III курса КИМ им. Р. М. Глиэра – Юлия Бытюкова. Юная пианистка продемонстрировала яркую образность, скорость переключений и владение характерами в музыке.
Следующий номер по праву можно было бы отнести к психологической кульминации вечера. Скрипач Эдуард Онищенко исполнил собственное произведение – Фантазию, посвященную И. Карабицу, в сопровождении концертмейстера – Евгения Колечко. В произведении можно было уловить образ «послушно идущего времени», душевную боль и воспоминание о прекрасном: изломанные обрывки проникновенных мелодий прорывались сквозь нарочитую, грубую механизированную музыкальную ткань. Каждый слушатель нашел в этом произведении что-то свое: отклик на внешние, или внутренние события. В этих нескольких минутах было заключено столько боли и безысходности, что в зале, возможно, не осталось ни одного человека, которого бы не тронуло это произведение.
Не успела отзвучать скрипичная Фантазия, как публику в буквальном смысле ошарашил музыкальный «взрыв» – духовой оркестр под руководством В. Думы исполнил Увертюру И. Карабица «Святковий Київ». Оригинальным свежим штрихом послужила также цитата из «Призрака оперы», которую оркестр так мастерски поместил в середину Увертюры. Кардинально иная образность, танцевальные ритмы – все это произвело настоящий фурор.
Финальный «аккорд»
И вот главный сюрприз вечера: все собравшиеся в зале стали свидетелями мировой премьеры первой юношеской симфонии Сергея Прокофьева, написанной им в одиннадцатилетнем возрасте, в селе Сонцовка (Донецкая область). На сцене появился сын украинского композитора Ивана Карабица – Кирилл Карабиц (дирижер Борнмутского симфонического оркестра (Великобритания), художественный руководитель I, CULTURE Orchestra (Польша). Он нашел рукопись симфонии в московском архиве литературы и искусств. Кирилл Карабиц:
«Несколько лет назад я находился в Москве во время представлений в Большом театре, а в свободное время – наведывался в архив литературы и искусства, мечтая подержать в руках рукописи С. Прокофьева. И, натолкнувшись на это маленькое произведение, я понял, что это – именно та симфония, с которой одиннадцатилетний С. Прокофьев пришел на первое занятие по композиции к Р. Глиэру. В свою очередь, Р. Глиэр – гениальный педагог, увидев перед собой невероятно талантливого ребенка, начал на примере этой симфонии учить С. Прокофьева композиции. Лично для меня (надеюсь, что и для вас) эта премьера – очень эмоциональное событие. Не только потому, что это маленькое произведение не исполнялось еще никогда, но и потому, что оно написано в Донецкой области».
В завершении концерта, оркестром под руководством известного дирижера была проникновенно исполнена обещанная премьера, что, казалось, сам Рейнгольд Глиэр смотрит на исполнителей теплым, добрым и немного ностальгическим взглядом.
Автор: Олена Качанова
Фото: Лідія Новохатько
Диригенти: Кирило Карабиць
Навчальний заклад: Київський інститут музики імені Р. М. Глієра
Конкурс (фестиваль): Фестиваль мистецтв «Шевченківський березень»
|