|
Опера: Искусство или товар?
Второй концерт серии «Звезды театра La Scala»
28 квітня 2010, середа
Поширити у Facebook
Во дворце культуры «Украина» прошел второй концерт серии «Звезды театра La Scala», организованный испанской оперной певицей, сопрано Этери Ламорис и продюсерским агентством INCOCENTRE.
Впервые Ламорис вышла на киевскую сцену в феврале 2009 года в Национальной филармонии. Ее партнерами выступил итальянский тенор Лука Ломбарди и оркестр Национальной филармонии во главе с Николаем Дядюрой. Затем, в декабре, пела во дворце „Украина” с тремя новыми европейскими коллегами и опытным шведским дирижером Матсом Лильефорсом. И вновь в „Украине” было задумано большое оперное шоу с участием г-жи Ламорис, итальянского тенора Марио Мaланини и маэстро из Скандинавии.
Как и в прошлом концерте, маэстро Лильефорс стоял за пультом сборного симфонического оркестра. Для этого струнную группу камерного оркестра «Киевская камерата» дополнили духовиками ансамбля песни и танца Вооруженных сил Украины.
И тогда, и в последний раз на „подпевках” у них были участники хоровой группы этого заслуженного армейского коллектива.
Главной приманкой вечера по замыслу организаторов должна была стать Ламорис, также выступившая как режиссер. Более пятнадцати лет назад начинающая певица покорила своей трактовкой вердиевской Виолетты председателя жюри венского конкурса вокалистов Пласидо Доминго, поддержавшего дебютантку. А всего у нее в активе девять побед на международных конкурсах, участие в трех знаменитых миланских оперных постановках великого Франко Дзеффирелли и выступления с Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерасом и Роберто Аланьи.
Ламорис поет на сценах многих западных театров, в том числе некоторое время выступала по контракту в знаменитом миланском театре La Scala. Кстати, сегодня реноме этого некогда прославленного коллектива несколько снизилось, и название киевского проекта скорее эксплуатирует бренд, нежели отражает реальные взаимоотношения его участников с театром.
Ламорис уже не юная певица, но выглядит прекрасно, стройная, привлекательная и приятная на сцене и в общении. Ее семейные корни имеют киевскую почву. Этери – дочь ведущего сопрано киевской оперы 60-х годов, народной артистки СССР Ламары Чкония. Школу она получила отличную, да и артистизмом природа ее отметила. Голос певицы тоже хорош, однако он уже начинает терять гибкость и полнокровие обертонов.
Ее «Соловей» Сен-Санса был менее легким и полетным чем у ее матери и тем более нашей суперзвезды конца прошлого века Евгении Мирошниченко. Благо, сравнить просто, записи выдающихся певиц сохранились. Она спела несколько оперных хитов: „Casta diva ” из „Нормы” Беллини, каватину Розины из россиниевского „Севильского цирюльника”, арию Лауретты из „Джанни Скикки” Пуччини. Спела качественно, без проколов. Но колоратуры, изящества, полета не хватало...
Вторым важным действующим лицом шоу выступил итальянский тенор Марио Маланини, который был в хорошей форме. В концерте звучали только „шлягеры”. Это довольно рискованно – петь то, что на слуху в десятках прекрасных трактовок. Маланини выглядел достойно.
Голос у него тембристый, подвижный, мобильный, верха легкие. Певец попал в авиаколлапс, вызванный извержением в Исландии, и добирался в Киев самолетом до Риги и затем автобусом через Беларусь. Согласитесь, удовольствие сомнительное: очень тяжела психологическая и физическая нагрузка. По тем же форс-мажорным причинам не прилетели двое других заявленных солистов: итальянское меццо-сопрано и баритон-американец. Замечу, что, приехав всего за день до концерта, Маланини восстановил форму, правда, его ансамбль с оркестром не досиг полного согласия, и в концерте проскочила парочка темповых расхождений. Стретта Манрико из „Трубадура” Верди, ария Калафа Nessun dorma из оперы Пуччини „Турандот”, широко известные в трактовке лучших теноров ХХ века, прозвучали „на уровне”.
Артиста отличает музыкальность, темперамент, тонкое проникновение в образное содержание.
Оркестр исполнил бравурные увертюры к „Кармен” Бизе, „Свадьбе Фигаро” Моцарта, „Вильгельму Теллю” Россини, прелюдию к „Лоэнгрину” Вагнера. Звучал сыгранно, и если бы не парочка киксов, подпортивших общую картину, достаточно выразительно.
Впрочем, как и в вокальных номерах, подсознание не оставляло ощущение искусственности, вызванное микрофонным звучанием, периодической разбалансированностью. Это, как любоваться живописью сквозь стекло – рассмотреть можно, но нужно отбросить сопутствующие помехи.
Концерт был задуман как оперное шоу, особых признаков которого, кроме пения через звукосниматели, я не увидела. Впрочем, сцену обрамляли имитирующие звездное небо огоньки, лет двадцать сопровождающие многие выступления в „Украине”. Певица четыре раза переодевалась и продемонстрировала изысканные наряды.
На заднике помещался экран, на котором либо в увеличении показывали происходившее на сцене, либо меняли фотографии участников программы, заснятых в театральных костюмах и гриме. Зачем-то добавлялись портреты дирижера, живьем находившегося на сцене, мелькали лица композиторов, перемежавшиеся несколькими графическими иллюстрациями.
По вкусу эти незамысловатые картинки и сценические эффекты были сродни раздаче бус аборигенам. Впрочем, малотребовательная публика, выложившая за билеты до 2,5 тысяч гривен, была довольна…
Завершили программу несколько популярных неаполитанских песен и знаменитая застольная с шампанским из «Травиаты», спетая дуэтом солистов. Так же заканчивался концерт Ламорис год назад в филармонии. Теперь вот – «Украина»: аппетит приходит во время еды?
P.S. В Киеве в Национальной филармонии действующие, «рабочие» звезды-инструменталисты мирового уровня – виолончелистка Наталия Гутман, скрипач Гидон Кремер, пианисты Николай Луганский, Вадим Руденко – играют скорее за моральное, чем за материальное, вознаграждение. Чего нельзя сказать о таких дорогостоящих гостях, как Юрий Башмет, Денис Мацуев, оркестр «Виртуозы Москвы», как правило, играющих в более масштабных залах: Октябрьском дворце, «Украине». За эти концерты слушатели платят большие деньги, так почему бы не заработать? Не случайно на пресс-конференции организаторы серии «Звезды театра La Scala» объяснили темным киевским журналистам, что «музыка - товар». Об этом же британский музыкальный критик Норман Лебрехт рассуждает в нашумевшем хите «Кто убил классическую музыку?» На вопрос, вынесенный в заглавие своего бестселлера, авторитетный английский критик и публицист отвечает: «с музыкой "расправились" агенты, импресарио и владельцы крупных музыкальных бизнес-корпораций, политика которых направлена исключительно на извлечение прибыли». Он прав. Норму и Розину следует петь и слушать в опере, а не на стадионе и дворце культуры.
Автор: Ольга Кізлова
Фото: Сергій Пірієв
Колективи: Академічний симфонічний оркестр Національної філармонії України
Музикознавці: Ольга Кізлова
Концертний зал: Національний палац культури "Україна"
|