Львовская опера - взгляд изнутри | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Львовская опера - взгляд изнутри
Едер Тадей
Львовская опера - взгляд изнутри
«Сегодня» продолжает спецпроект «Оперы в Украине»
26 лютого 2014, середа
Поширити у Facebook

КРАСАВЕЦ ТЕАТР
Даже видавший виды фотокор изумленно опустил камеру, когда мы пересекли каменный порог здания (построенного в 1900 году по проекту архитектора Горголевского). Тонкая паутина лепнины, изящные скульптуры и мраморные медальоны (мрамор из Вены), эффектные полотна (из Бельгии), строгие чугунные канделябры и не вычурная позолота... Гордость театра, чье изображение красуется на 20-гривневой купюре, — «Зеркальный зал». Сам по себе он не слишком большой — 35 на 7,5 метра, но из-за зеркал, установленных друг напротив друга, визуально кажется намного шире и вместительнее.

Львовская Опера. Фото: Александр Яремчук

Тут над дверями и вверху напротив них красуются четыре каменных девушки — та, что с пухлым амурчиком — Любовь, со змеей — Зависть, с пупсом — Материнство, с кокетливым зеркальцем — Гордость... Заходим в зал и снова выдыхаем от восторга (при этом мы не могли не заметить, что наши провожатые получают море удовольствия, созерцая наши восторженные лица). Выглядит зал по-королевски (рассчитан на 1800 мест). Чего только одна люстра стоит, на которую ушло 1,5 тонны чистого серебра! А берегут покой зрителя суровые атланты и обнаженные кариатиды, трудолюбиво поддерживающие балконы лож.

Кстати, когда в помещении никого нет, то зал (зрительные ряды и сцену) в целях безопасности на две части «разбивает» противопожарный щит. Вес этой стальной пластины — 12 тонн.

СУПЕРСЦЕНА
Обычно в подобных театрах используется классическая сцена, в которую вмонтированы поворотный круг и система люков. Во Львовском театре сцена необычная — многоступенчатая. То есть из плоской она по желанию режиссера легко может трансформироваться в серию платформ разной высоты. Просим показать нам «моторную», откуда управляют «ступенями».

Путь в чрево театра — словно спуск в трюм: по отвесной узкой лестнице да в темноту. «Отсюда, — говорят наши гиды, — мы одну ступеньку-платформу спокойно можем поднять на высоту до двух метров». Впечатлившись, выкарабкиваемся на свет божий. А там... работники, чтобы убить скуку, лихо катаются на велосипеде по сцене. Ощущение, когда ты в театре, а мимо тебя жизнерадостно проносится байк, да еще на фоне всей оперной роскоши — совершенно абсурдное и в тоже время необыкновенное.

Львовская Опера. Фото: Александр Яремчук

ПАВШИЕ ЛЕГЕНДЫ
Вопреки слухам, во Львовский театр никогда не ступала нога императора Австрийской империи Франца Иосифа I. Хотя ложу для цисаря все равно соорудили — на всякий случай, мало ли — вдруг, в гости зайдет (хотя венценосный товарищ искусством напрочь не интересовался). В ложу ведет отдельный вход, а дверь закрывается на отдельный ключ изнутри. Чтобы випов беспокоить никто не смел. Сейчас в эту ложу пускают редко — лишь «ну очень больших людей». Ирония в том... что как раз из этой ложи (она угловая) обзор на сцену откровенно слабый. Впрочем, для тех, кому понт важнее всего — самое то.

Еще одна красивая легенда, не выдержавшая испытания правдой. Многие знают, что зал украшает роскошный занавес «Парнас», созданный художником Генриком Семирадским. И есть такой устойчивый миф, что у заказчиков не хватило денег, чтобы заплатить художнику за работу. И тогда Семирадский якобы решился на благородный поступок — он принес «Парнас» в дар театру. Увы, это не так. За него было уплачено — честь по чести. Причем художник еще и торговался вовсю, стараясь заработать как можно больше.

Львовская Опера. Фото: Александр Яремчук

В МАСТЕРСКИХ
Художественные цеха театра, в которых производят декорации для спектаклей и обшивают артистов, находятся не в самом театре, а метрах в 70 от него — в добротной, свежеотремонтированной пятиэтажке. «У нас тут полностью автономное отопление, — сразу же просветил нас начальник мастерских Илья Каневский. — Так что ни от кого не зависим. Все окна заменили, закупили новые стиральные машины в прачечный цех. Работаем». И действительно, чистота и порядок — идеальные. Даже в подвалах, где хранятся габаритные декорации, все по-военному аккуратно сложено.

Заходим в обувной цех. Как ни странно — среди «обувщиков» одни мужчины (в остальных театрах работают преимущественно женщины). Пуанты для балерин мастера делают из атласа — на одну пару опытный мастер тратит ровно сутки. А вот балетки шьют из двунитки — той самой ткани, которой раньше обтягивали раскладушки. Ткань прочная, легкая, «дышит» хорошо. В общем, то, что доктор прописал.

Львовская Опера. Фото: Александр Яремчук


ДОНЕЦКИЙ СЛЕД
Рассказали нам в мастерских и о том, что недавняя постановка «Летучего голландца» донецкого театра наделала немало шума в оперном мире (проект был осуществлен благодаря компании Рината Ахметова СКМ). Свой след «Голландец» оставил и во Львове. Львовяне настолько впечатлились увиденными спецэффектами, что решили и себе приобрести так называемую «сетку-проектор», отвечающую за 3D технологии (с ее помощью в спектакле, к примеру, создавали эффект волнующегося холодного моря). Обошлось это техническое чудо театру в 420 000 гривен. О деньгах не жалеют — говорят, оно того стоит!

КАФЕ ДЛЯ СВОИХ
Автономный в театре не только обогрев, но и питание. Для артистов работает свое мини-кафе. Уютное, украшенное афишами и музыкальными инструментами. Цены — смешные (по-другому и не назовешь). На выбор 3—4 супа, каждый стоит целых 4 гривни. Гарниры — по 5 гривен. В зале висит телевизор — люди непрерывно смотрят политические новости.

ГЕРОЙ КИНО
Львовский театр неоднократно снимался в кино. Мелькал он в «Стариках-разбойниках», в «Джельсомино в стране лжецов». Довелось ему побывать и... немецким рейхстагом — в российской комедии «Гитлер, капут». Его фасад был весь задрапирован красно-черными стягами и свастикой. И герой Павла Деревянко — штандартенфюрер Шуренберг, показывая на здание радистке Зине (Анна Семенович), небрежно так бросал: «А здесь я работаю». Фраза стала крылатой.

Львовская Опера. Фото: Александр Яремчук

Гендиректор Львовской оперы о том, как находит деньги для театра и о заслуженных-контуженных

Львовская Опера. Тадей Эдер . Фото: Александр Яремчук

— Тадей Александрович, у нас в государстве очень любят раздавать звания по типу Народный артист, Заслуженный артист. Причем раздают всем подряд по одному ранжиру — и в опере, и на эстраде. Вы не считате, что это как-то странно и неправильно?

— Я вам более того скажу. Я считаю подобную практику откровенно позорной. Все эти народные, заслуженные, простуженные и контуженные... Нигде в мире подобного нет, только в Украине и России. А в мире знаете как? Там есть «Где вы пели?» и «С кем вы пели?». Вот что правильно. Впрочем, если у нас это уже есть, то сделайте, как было раньше: Народный артист эстрады, Народный артист классического искусства. А ставить на одну плоскость такие разные вещи, как эстрада и опера, — это преступление. Перед тем же певцом. Потому что одно дело выходить на сцену и петь песенки под фанеру, имея 42 микрофона на плечах для усиления голоса, а другое — творить вживую в течение 3—4-х часов! Не имея при этом права даже на пол-микрофона!

— Насколько я знаю, с финансированием — проблема. Как вы выживаете и умудряетесь поддерживать на должном уровне всю красоту в помещении — лепнину, полотна...

— Не примите за бахвальство, но я этим действительно горжусь. Я когда пришел сюда работать, то там, где нынче зеркальный зал, был буфет, стояла бочка с пивом, а когда артист выходил на сцену, то вместе с ними выходили и слушали... крысы. Так что приходится работать «ходоком»: приходить к бизнесменам, организациям и просить. Но я не просто прошу, я приглашаю их сюда. Устраиваю экскурсию, показываю все, рассказываю, на спектакль приглашаю. Причем зову не одного, а с друзьями, с супругой. Выдаю им свою ложу. В общем, все как полагается (смеется). И тогда людям зачастую уже как-то не так удобно отказывать. А я убеждаю их в том, что деньги они дают не мне, а своему городу, театру. А ведь к этим большим людям часто приезжают друзья, проверяющие, партнеры деловые. И он всегда может привезти их к нам сюда, да еще и сказать как бы невзначай: «А вот это я сюда приобрел, выделил средства». Меценатом быть почетно на самом деле. Это правильный имидж.

— Сколько у вас сейчас людей в штате работает?

— Порядка 700—750 человек.

— У вас в кабинете сложно не заметить такой странный атрибут, как... плеть. Это для непослушных артистов?

— Ну что вы, это подарок от друзей. Чтобы я был послушным (смеется). А вот эту куклу из папье-маше в виде меня (показывает на свою улыбчивую мини-копию на шкафу) мне тоже друзья презентовали. Таким они меня видят. Эти вещи мне очень дороги.


Фото: Олександр Яремчук
Діячі мистецтв: Тадей Едер
Концертна організація: Львівський Національний академічний театр опери та балету ім.С. Крушельницької
Концертний зал: Концертний зал Львівського Національного академічного театру опери та балету ім. С. Крушельницької
Джерело: www.segodnya.ua



Інші:

100 років від дня народження видатного українського оперного співака Дмитра Гнатюка
Фестиваль-Премія ГРА оголосив лонгліст
Хореографка Катерина Курман — про нову постановку "Соляріс" у Львові та сучасний балет
Сто п’ять миттєвостей успіху
Повітряні коридори життя
«Два кольори душі Дмитра Гнатюка»
Вінницька дослідниця Лариса Семенко видала унікальну монографію про Леонтовича
«Letters and Notes». Музика Грабовського на Ukrainian Contemporary Music Festival
«І в той момент стався вибух»: нові свідчення про російський авіаудар по драмтеатру у Маріуполі
Як дивитися оперу
26 лютого день пам'яті Костянтина Данькевича
Музиканти Київського симфонічного оркестру стали біженцями у Німеччині, але збирають повні зали на своїх концертах
Як народжується балет «Соляріс» Олександра Родіна?
Що запорожець робив за Дунаєм? Історія культової української опери та її видатного творця
Бетховен присвятив кілька своїх симфоній другу-українцю: хто це був
Ігор Шамо відмітив би ювілей
Олена Михайлівна Потапова відмітила ювілей
ДРУГИЙ ВСЕУКРАЇНСЬКИЙ КОНКУРС НА НАПИСАННЯ І ПОСТАНОВКУ КАМЕРНОЇ ОПЕРИ У ЛЬВІВСЬКІЙ НАЦІОНАЛЬНІЙ ОПЕРІ
Корифейка української опери
11 лютого 1938 року в селі Довбиші Баранівського району Житомирської області народився видатний український хоровий диригент і композитор, Народний артист України Анатолій Пашкевич
Фільм Анастасії Фалілеєвої «Я померла в Ірпені» отримав нагороду на найбільшому в світі фестивалі короткого метру
Одеська філармонія після обстрілу - масштаби збитків
100 років ХНАТОБу: як театр працює в умовах війни
Леся Українка музикою Франца Шуберта
Новий фільм Катерини Горностай СТРІЧКА ЧАСУ обрано до основного конкурсу 75-го Берлінського міжнародного кінофестивалю
Вона була довершеною гармонією: Соломія Крушельницька в авторській розповіді Олександра Балабка
Пам’ятаємо: Івану Карабицю виповнилось би 80!
«Шароварщина – це не те, що ми маємо показати в Європі»
ТОП-10 вистав 2024 року столичної сцени
130 років Борису Лятошинському: що варто знати про відомого українського композитора
Десять поглядів на Різдво: добірка класичної музики
Кропивницька музична школа імені Юлія Мейтуса відзначила 50-річчя від заснування
Тріумф театру у часи викликів:
Станція, або розклад бажань: друга прем’єра за тиждень
Проєкт «Спадок» спільно з Музеєм Ханенків представляє альбом романсів на тексти класиків і обробки народних пісень ХХ століття
Королева українського театру. Як Марія Заньковецька "поставила на місце" Росію ще в XIX столітті і відреклася від родини заради сцени
Актор та керівник головного столичного театру звернувся до українців за кордоном
У Києві відбулася світова прем’єра першої опери Бортнянського, яка вважалася втраченою
«Театральна вечірка non stop»
Закарпатський народний хор увійшов у свій 79-й концертний сезон і розпочав підготовку до 80-літнього ювілею
      © 2008-2025 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
100.jpg