Учитель Давида Ойстраха: "Деточка, сыграй мне эту фразу, как вкусный борщ" | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Учитель Давида Ойстраха:
Учитель Давида Ойстраха: "Деточка, сыграй мне эту фразу, как вкусный борщ"
1 грудня, субота

30 ноября - 147 лет со дня рождения Петра Столярского, одного из величайших музыкальных педагогов XX столетия.



Перед учениками стоял на коленях и не давал играть со звуком

Правда или байка, но говорят, что выдающийся скрипач-педагог Петр Соломонович Столярский, гуляя по одесским улицам и завидев женщину с малышом, тут же бросался к ней: "Мадам, позвольте посмотреть ручку вашего ребенка". После этого мял и ощупывал пальчики, подносил их к своим близоруким глазам и вздыхал: "Ах, нет, мадам - живите спокойно".

Случалось и наоборот, после тщательного осмотра он представлялся учителем скрипки и советовал привести малыша к нему в музыкальную школу. Удивительно, но все дети, на которых Столярский обращал внимание, становились впоследствии известными скрипачами.

Будучи родом из семьи скромного деревенского музыканта и не имея достаточно высокого общего образования, Петр Столярский тем не менее обладал редким педагогическим даром.

Окончив Одесское училище по классу скрипки, он 11 лет проработал в Одесском театре, играя в оркестре. Но главное - преподавал. Преподавание было делом всей его жизни.

Свои первые музыкальные курсы Столярский открыл в Одессе в 1911 году и целиком посвятил себя работе с одаренными детьми. При этом с бедных, но способных денег не брал и даже помогал им материально. К каждому он умел найти свой подход. Пожалуй, такое количество талантов не открыл больше ни один педагог в мире. Благодаря ему мир узнал Елизавету Гилельс, Бориса Гольдштейна, Михаила Фихтенгольца, Давида Ойстраха... Этот список можно продолжать очень долго.

"Во всех комнатах его квартиры толпились возбужденные и радостные малыши, а в коридорах сидели мамаши, ожидавшие своих вундеркиндов и с невероятным оживлением обсуждавшие чисто профессиональные скрипичные проблемы. У него была горячая душа художника и необыкновенная любовь к детям", - вспоминал о своем учителе Давид Ойстрах.


Ученики Столярского рассказывали: прежде чем получить скрипку, им стоило ближе познакомиться с педагогом, изучить нотную грамоту и хорошо развить слух. Только после этого им позволялось взять в руки инструмент. При этом преподаватель предусмотрительно не натирал смычок канифолью, и юные гении играли... без звука. Петр Соломонович попросту не хотел травмировать детские уши скрипом, которые издавали еще неумелые движения. Он часами следил за положением рук своих учеников, стоя при этом на коленях: так ему было удобнее наблюдать и исправлять ошибки. Лишь убедившись, что и скрипка, и смычок держатся правильно, маэстро разрешал играть по-настоящему, но обязательно под присмотром взрослых. При этом он все время не уставал говорить: "Главное - высоко держать скрипку!", вскидывая свою левую руку вверх. В этой фразе и жесте был не только технический момент, но читалась любовь и бесконечная преданность музыке, которую великий учитель старался привить каждому своему ученику.

Петр Соломонович приучал своих учеников не бояться публичных выступлений.



Столярский учил детей не бояться публичных выступлений, для этого он выводил юных скрипачей на первомайские демонстрации. До первого же сольного выхода на сцену воспитанник Петра Соломоновича должен был пройти три обязательных этапа подготовки: сыграть в симфоническом и в оперном оркестрах, а также обязательно поучаствовать в разных камерных ансамблях.

Петр Соломонович был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, его вручал сам Иосиф Сталин. К награде "полагались" еще ключи от машины и серебяный сервиз. Когда Иосиф Виссарионович спросил скрипача: "Ну что, вы довольны? Вы подарили стране музыкантов, а мы вам это", Столярский, ничуть не смущаясь, ответил: "Заберите свои подарки, лучше постройте школу для одаренных детей". Так в 1933 году в Одессе открылась первая в СССР специальная музыкальная школа-десятилетка для одаренных детей, которая вскоре была названа его именем. Петр Соломонович называл свое детище не иначе как "школа имени мене".

За открытие школы педагог поблагодарил партию и правительство в своей особой манере. "Для меня высшее счастье, что удалось создать чудесную музыкальную школу для детей в Одессе, да еще накормить голодных детей. Поэтому разрешите мне поблагодарить товарищей Сталина, Молотова, Кагановича и прочие шишки", - сказал одесский еврей.
Родным языком Петра Соломоновича был идиш, и русским он владел не очень, поэтому часто случались курьезные оговорки. А кроме того, педагог обладал незаурядным чувством юмора. С присущим одесским акцентом он выдавал своим воспитанникам: "Деточка, сыграй мне эту фразу, как вкусный борщ!".
Профессор Московской консерватории Александр Гольденвейзер, который по примеру одесского педагога организовал открытие Детской музыкальной школы в Москве, в шутку предлагал издать "Русско-Столярский словарь".


Чувство юмора и находчивость учителя перенимали и его ученики. Так, известна история скрипача Бориса Гольдштейна, который в 11 лет стал победителем Всесоюзного конкурса, проходившего под эгидой Сталина. По словам музыковеда Соломона Волкова, вождю так понравилась игра маленького вундеркинда, что тот пригласил его в Кремль и вручил большую денежную премию.

- Ну, теперь ты стал капиталистом и, наверное, настолько зазнаешься, что не захочешь пригласить меня в гости, - сказал мальчишке Иосиф Виссарионович.

Тот не растерялся и мигом ответил: "Я бы с радостью пригласил вас к себе, но мы живем в тесной квартире, и вас негде будет посадить".

На следующий же день семье Гольдштейнов была предоставлена квартира в центре Москвы.

...Даже в эвакуации Столярский оставался верным себе: в Свердловске (ныне Екатеринбург) организовал детскую музыкальную школу. Он мечтал вернуться в Одессу, отклонив предложение своего ученика Давида Ойстраха переехать в Москву.

В 1944-м фашисты, уходя из Одессы, подожгли музыкальную школу. Эта весть глубоко потрясла Петра Соломоновича. Из воспоминаний его дочери Нелли: "Он заплакал. Лицо налилось кровью, руки дрожали, только слышался стон. Увезла его в больницу. Там врачи определили кровоизлияние в мозг. 29 апреля он скончался в больнице". Похоронили великого учителя в Свердловске, однако на второй день после похорон тело профессора было найдено догола раздетым на другом конце кладбища. Мародеры раскопали могилу, чтобы выбить золотые коронки... Столярского сразу же перезахоронили. Его прах пытались перевести из Екатеринбурга в Одессу, однако безуспешно.

В 1950-х усилиями дочери Нелли здание школы было восстановлено. Сейчас здесь обучают игре на многих музыкальных инструментах - клавишных, струнных (в том числе и на бандуре), духовых, преподают вокал и дирижирование. Лауреатами и победителями различных музыкальных конкурсов за все годы существования школы тановились более трех тысяч ее учеников. Ученики Столярского и ученики его учеников работают и преподают на всех континентах, продолжая хранить память о Великом Учителе.

Школа имени профессора Столярского была основана в 1933 году. За 85 лет своего существования она выпустила более 3 тысяч лауреатов и победителей музыкальных конкурсов.

"Не спеши, не веди смычок так быстро. Представь себе, что это твоя зарплата. Ты должен не сразу ее израсходовать, а распределить на длительное время"
* * *
"Кого ты хочешь перегнать? Играть на скрипке - это не прыгать на лошади. Покажи мне красивую музыку"
* * *
"Представьте себе, что ваша мама варит варенье, и вы чувствуете запах и предвкушаете его попробовать. Играйте, предвкушая"
* * *
"Скрипку нужно держать гордо"
* * *
"Сперва научись чисто играть гамму, а потом будешь кушать конфетки"
* * *
"Ваш мальчик - обыкновенный гениальный ребенок!"
* * *
"Мне не нужны талантливые дети - мне нужны талантливые родители"


Джерело: Комсомольская Правда в Украине 



Додати: Share on Facebook

Інші:

Магічна трембіта, дзвінка зозулька та інші українські музичні інструменти, які мають особливий характер та колорит
Бетховен присвятив коханій "Місячну сонату"
Класична музика покращує серцебиття
Сміливі ініціативи Одеської опери
МАЙСТЕР ТРИ РОКИ ШУКАВ У КАРПАТАХ ЯЛИНУ, ЩОБ ЗРОБИТИ З НЕЇ СКРИПКУ
Уроки доброти
Легенды и были Одесской филармонии
Композитори пишуть спеціально для неї
Учитель Давида Ойстраха: "Деточка, сыграй мне эту фразу, как вкусный борщ"
Соломія Крушельницька в образі Аїди на фото 1900 року
Патрік Генрі Хьюз: незрячий хлопець, який став віртуозним музикантом
Київський король світового фортепіано
Як вибрати музичну школу і не помилитися?
Українські "Варіації" у Скандинавії
Вуличним музикантам у Львові заборонили виступати без дозволів. Як все працює на практиці?
Чого найбільше боявся Фридерик Шопен?
Дует батька і сина Бочеллі
Музика пам'яті
Класична музика в контексті реклами і маркетингу
Вересень: творчий пошук ідей
Дні музики Мирослава Скорика у Львові
Мирослав Скорик і музика Львова
Кістки та фрески: про що мовчать стіни Львівського органного залу
З любов’ю, Скорик
Принц піаністів
Які фестивалі потрібні та де їх проводити?
Під звуки піаніно: юний принц Джордж займатиметься балетом
Покинуті фортепіано і роялі у дивних світлинах
Бах для ...корів
Клуб композиторів
Яна Тойбер показала удивительный мир балерин
Українські примадонни в музиці
190 років з дня народження Міхала (Михайла) Адамовича Завадського (1828-1887) – відомого польського і українського композитора, піаніста, педагога
Як створюється опера: від задуму до виходу на сцену
Вражаючий звук і кількасотрічні музичні інструменти: Чому Закарпаття називають органним краєм
Міжгалактичний арт-проект музика для прибульців
Уродженець Кременця, який врятував Карнегі-Холл
Класична музика в суді. А чому б ні?
Ще одна причина записати дитину на фортепіано
Марко Р.Стех: Творчість Василя Барвінського виявилася могутнішою від кремлівського диктату
      © 2008-2018 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
50.jpg