|
«Киевскую весну» подытожили Бетховен и Чайковский
Другий міжнародний музичний фестиваль «Київська весна»
4 червня 2010, п'ятниця
Поширити у Facebook
Международный музыкальный фестиваль «Киевская весна» традиционно проходит в украинской столице в конце мая. В этом году пять его концертов были стилистически многолики и привлекли внимание самой взыскательной, привязанной к разножанровой музыке публики. Открывал и закрывал фестиваль оркестр Национальной филармонии, за пультом которого стоял его главный дирижер Николай Дядюра.
Весенний форум начали молодые австрийские скрипачи, ученики уроженки Одессы, известного венского профессора Доры Шварцберг, брат и сестра Лара и Лука Кустуричи.
Большой, справедливый интерес слушателей вызвал второй вечер, условно названный «Украинский авангард». Дирижер Роман Кофман уже показывал год назад аналогичную программу в исполнении киевского камерного оркестра, составленную из музыки наших талантливых композиторов среднего и молодого поколения. Теперь отобранными Кофманом композициями, ввиду болезни маэстро, продирижировал его ученик – директор симфонического оркестра Национальной филармонии, дирижер Виталий Протасов. Коллектив исполнил музыку Золтана Алмаши, Богдана Кривопуста, Олега Безбородько, Алексея Войтенко, Сергея Зажитько, Сергея Пилютикова, Виктории Полевой, Любавы Сидоренко, Максима Шалыгина, Александра Щетинского.
В центре фестиваля оказался концерт Национального заслуженного академического симфонического оркестра Украины под управлением Владимира Сиренко. Прозвучали два варианта Оды к радости” Фридриха Шиллера: нашей современницы Виктории Полевой и Л. ван Бетховена (в финале его бессмертной 9-й симфонии). В концерте участвовала капелла „Думка” (руководитель Евген Савчук). Вокальные партии исполнили молодые талантливые солисты Лилия Гревцова (сопрано), Наталья Кисла (меццо-сопрано), Сурен Максутов (тенор) и Дмитрий Агеев (бас).
Не менее интересен был вечер все более популярного аргентинца Астора Пьяццоллы Его музыка привлекла любителей танго и околоджазовых ритмов в исполнении гитариста Андрея Остапенко, квартетов баянистов, саксофонистов и струнного „Каприс-классик”, а также инструментального ансамбля „Рідні наспіви”.
Последним был концерт в рамках 10-го Абонемента „Симфоническая музыка” с участием пианистки Марии Ким, на котором остановлюсь подробнее. Публики собралось много, интерес подогревала интрига замены заявленного ранее солиста и программы первого отделения. В начале оркестр Николая Дядюры исполнил бетховенскую увертюру к „Фиделио” – энергично, горячо, страстно, точно, подготовив выход солистки.
Ким играла 3-й концерт Бетховена до минор, ор. 37. Пианистка хорошо известна киевлянам, она – лауреат четырнадцати конкурсов, среди которых первые премии конкурсов Владимира Крайнева, Владимира Горовица, Ферруччо Бузони, Сеульского, Лос-Анджелесского. Как музыканта ее воспитала мама – известный севастопольский педагог Татьяна Ким, вырастившая плеяду талантливых музыкантов европейского уровня: Игоря Четуева, Эльмара Гасанова.
С 18 лет Мария живет в Европе, где постигала пианистическое мастерство в классе Владимира Крайнева в Ганновере и Петра Палечного в Варшаве. Ей свойственны широкая палитра тонкого, изысканного, разнообразного звука, органичная техника, которые она подчиняет выверенной архитектонике.
Затаив дыхание зал следил за перипетиями 1-й части, особенно чутко выслушав оригинальную, живую каденцию. Во 2-й слушателей почти завораживали пастельные, буквально импрессионистические, изложенные очень красивым звуком музыкальные размышления. А живой, активный, подчас шутливый и игривый финал достойно венчал композицию. Следуя изгибам бетховенской драматургии в трактовке солистки, чутко аккомпанировал оркестр.
Во втором отделении прозвучала 5-я симфония П.Чайковского, которую музыканты посвятили 170-летию композитора и не раз играли, а Николай Дядюра не впервой дирижировал по памяти. И все же партитура виглядела свежо, искренне. Отлично солировали духовые, которым в Пятой есть, где разгуляться.
Они прекрасно интонировали, сливаясь в многочисленных ансамблях, создавая тембральные и динамические красоты. Замечательно-глубоко пели виолончели.
Общая эмоциональность, выразительность группы струнных выстраивала фундамент божественной партитуры. Правда, звук скрипок порой был несколько открытым, чуть форсированным. Однако музыка увлекала, захватывая восприятие, не ослабевавшее ни на миг. Это была драматическая история, изложенная мощными мазками, энергично прочитанная, несколько героизированная и безусловно-благородная.
Фестиваль „Киевская весна” закончился, но филармонический сезон продолжается. К 170-летию русского классика интересным предвидится концерт филармонического оркестра 11 июня „Гала-Чайковский”. В нем прозвучат фрагменты популярных опер и Торжественная увертюра „1812 год”.
Специально для Национального портала академической музыки
Ольга Кизлова
Автор: Ольга Кізлова
Фото: Сергій Пірієв
Колективи: Струнний квартет "Капріс-Класік", Національний заслужений академічний симфонічний оркестр України, Камерний ансамбль народних інструментів "Рідні наспіви"
Композитори:Олег Безбородько, Олексій Войтенко
Музикознавці: Ольга Кізлова
Концертна організація: Національна філармонія України
Концертний зал: Колонний зал ім. М.В. Лисенка Національної філармонії України
|