Знаете ли вы, зачем любить Брамса? | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Знаете ли вы, зачем любить Брамса?
Кофман Роман Ісаакович
Знаете ли вы, зачем любить Брамса?
3 жовтня 2014, п'ятниця
Поширити у Facebook

Филармонический цикл концертов «Все симфонии Брамса» вовсе не исчерпывается четырьмя симфониями, которые немецкий композитор-романтик написал ближе к концу жизни. Уже в первом из этих концертов играют самое раннее из монументальных сочинений Брамса — Первый концерт для фортепиано с оркестром. Солирует молодая итальянская звезда Федерико Колли

Оркестровых партитур Брамса хватит на каждые полтора месяца: четыре симфонии, четыре инструментальных концерта, небольшие Академическая и Трагическая увертюры, две вполне лаконичные серенады, Вариации на тему Гайдна, и наверняка найдется повод приложить к этой солидной инструментальной музыке величественный Немецкий реквием, пригласив певцов-солистов и большой хор.

Филармония преподносит слушателям в течение одного концертного сезона полную ретроспективу композиторов-симфонистов уже не первый раз. Марафон из 41 симфонии Моцарта дирижер Роман Кофман исполнил еще пять лет назад. Таким же образом сыграны весь Бетховен, весь Шуберт и весь Чайковский, а в позапрошлом сезоне Владимир Сиренко представил киевлянам оркестровое наследие поэтичного украинского классика ХХ века Бориса Лятошинского. Сочинения Иоганнеса Брамса готовит снова Кофман, которому уже доводилось работать над этой музыкой с немецкими оркестрами.

Отрадно видеть Кофмана вернувшимся за дирижерский пульт — в прошлом сезоне это было редкостью. Задавая, как правило, оркестрантам дерзкие темпы, Кофман отчетливо показывает конструкцию музыки, как если бы она была «движущейся архитектурой». Сейчас Кофман позволяет музыкальным произведениям демонстрировать отличную форму, а нам — успевать расслышать и прочувствовать все извороты музыки. Для Брамса — главного немецкого симфониста — это принципиально важно.

Кофман открывает брамсовский цикл самой жизнерадостной из его симфоний — Второй (1877), написанной 44‑летним композитором под необычайным вдохновением за одно лето на берегу живописного Вертеровского озера в Каринтии. Эта симфония излучает радость, приволье и дружелюбие, а музыкальные знатоки следят за тем, как элегантно Брамс находит среди собственных красот место для маленьких сокровищ, которыми его пленили Гайдн и Шуберт, и для рыцарственного поклона Баху.

Перестроиться на Вторую симфонию после Первого фортепианного концерта Брамса (он звучит в первом отделении вечера) будет легко: Брамс писал это сочинение сразу напоминающим симфонию и масштабами, и совершенной выделкой всех оркестровых нюансов. Над ними он с энтузиазмом, присущим двадцатилетним юношам, корпел почти четыре года, отвергая одну версию за другой, — что само по себе примечательно: он был на редкость одаренным пианистом, и ему не только простили бы обычное для тогдашнего концертного жанра нагромождение виртуозных головоломок в партии солиста и нехитрое поддакивание оркестра, но даже приняли бы такое распределение ролей как должное. А Брамс поступил совершенно непривычно: сложная, беспокойная, чрезвычайно насыщенная «внутренней жизнью» музыка категорически не похожа на соло с аккомпанементом и по сей день испытывает умение пианистов и дирижеров уравновешивать друг друга.

Итальянскому пианисту Федерико Колли сейчас 27 — как раз столько было Брамсу, когда он наконец приучил слушателей к своему инновационному Концерту. Выпускник Миланской консерватории многое воспринял и от сочного русского подхода к игре на рояле, а после победы на Международном Моцартовском конкурсе в Зальцбурге (2011) гастролировал с «Классической филармонией» Бонна в самых взыскательных залах Германии. Колли играет фортепианные концерты от Моцарта и Бетховена — брамсовский Первый как раз стоит на их плечах — до Равеля и Рахманинова, с которыми он вровень.

Помимо наслаждения слушать Брамса, у филармонического вечера с участием Федерико Колли есть еще одно важное продолжение — до конца 2014 года длится проект Suono Italiano («Итальянское звучание») по случаю председательства Италии в Совете Европы. В конце октября в Киеве в рамках этого проекта выступят ансамбли Accademia Bizantina и Festina Lente, исполняющие музыку эпохи барокко на исторических инструментах и специ­фическим гладким вокалом, передающим всю ее странную красоту.


Автор: Марія Храпачева
Диригенти: Роман Кофман
Концертна організація: Національна філармонія України
Концертний зал: Колонний зал ім. М.В. Лисенка Національної філармонії України
Джерело: www.capital.ua



Інші:

100 років від дня народження видатного українського оперного співака Дмитра Гнатюка
Фестиваль-Премія ГРА оголосив лонгліст
Хореографка Катерина Курман — про нову постановку "Соляріс" у Львові та сучасний балет
Сто п’ять миттєвостей успіху
Повітряні коридори життя
«Два кольори душі Дмитра Гнатюка»
Вінницька дослідниця Лариса Семенко видала унікальну монографію про Леонтовича
«Letters and Notes». Музика Грабовського на Ukrainian Contemporary Music Festival
«І в той момент стався вибух»: нові свідчення про російський авіаудар по драмтеатру у Маріуполі
Як дивитися оперу
26 лютого день пам'яті Костянтина Данькевича
Музиканти Київського симфонічного оркестру стали біженцями у Німеччині, але збирають повні зали на своїх концертах
Як народжується балет «Соляріс» Олександра Родіна?
Що запорожець робив за Дунаєм? Історія культової української опери та її видатного творця
Бетховен присвятив кілька своїх симфоній другу-українцю: хто це був
Ігор Шамо відмітив би ювілей
Олена Михайлівна Потапова відмітила ювілей
ДРУГИЙ ВСЕУКРАЇНСЬКИЙ КОНКУРС НА НАПИСАННЯ І ПОСТАНОВКУ КАМЕРНОЇ ОПЕРИ У ЛЬВІВСЬКІЙ НАЦІОНАЛЬНІЙ ОПЕРІ
Корифейка української опери
11 лютого 1938 року в селі Довбиші Баранівського району Житомирської області народився видатний український хоровий диригент і композитор, Народний артист України Анатолій Пашкевич
Фільм Анастасії Фалілеєвої «Я померла в Ірпені» отримав нагороду на найбільшому в світі фестивалі короткого метру
Одеська філармонія після обстрілу - масштаби збитків
100 років ХНАТОБу: як театр працює в умовах війни
Леся Українка музикою Франца Шуберта
Новий фільм Катерини Горностай СТРІЧКА ЧАСУ обрано до основного конкурсу 75-го Берлінського міжнародного кінофестивалю
Вона була довершеною гармонією: Соломія Крушельницька в авторській розповіді Олександра Балабка
Пам’ятаємо: Івану Карабицю виповнилось би 80!
«Шароварщина – це не те, що ми маємо показати в Європі»
ТОП-10 вистав 2024 року столичної сцени
130 років Борису Лятошинському: що варто знати про відомого українського композитора
Десять поглядів на Різдво: добірка класичної музики
Кропивницька музична школа імені Юлія Мейтуса відзначила 50-річчя від заснування
Тріумф театру у часи викликів:
Станція, або розклад бажань: друга прем’єра за тиждень
Проєкт «Спадок» спільно з Музеєм Ханенків представляє альбом романсів на тексти класиків і обробки народних пісень ХХ століття
Королева українського театру. Як Марія Заньковецька "поставила на місце" Росію ще в XIX столітті і відреклася від родини заради сцени
Актор та керівник головного столичного театру звернувся до українців за кордоном
У Києві відбулася світова прем’єра першої опери Бортнянського, яка вважалася втраченою
«Театральна вечірка non stop»
Закарпатський народний хор увійшов у свій 79-й концертний сезон і розпочав підготовку до 80-літнього ювілею
      © 2008-2025 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
100629_02.jpg