|
Знаете ли вы, зачем любить Брамса?
3 жовтня 2014, п'ятниця
Поширити у Facebook
Филармонический цикл концертов «Все симфонии Брамса» вовсе не исчерпывается четырьмя симфониями, которые немецкий композитор-романтик написал ближе к концу жизни. Уже в первом из этих концертов играют самое раннее из монументальных сочинений Брамса — Первый концерт для фортепиано с оркестром. Солирует молодая итальянская звезда Федерико Колли
Оркестровых партитур Брамса хватит на каждые полтора месяца: четыре симфонии, четыре инструментальных концерта, небольшие Академическая и Трагическая увертюры, две вполне лаконичные серенады, Вариации на тему Гайдна, и наверняка найдется повод приложить к этой солидной инструментальной музыке величественный Немецкий реквием, пригласив певцов-солистов и большой хор.
Филармония преподносит слушателям в течение одного концертного сезона полную ретроспективу композиторов-симфонистов уже не первый раз. Марафон из 41 симфонии Моцарта дирижер Роман Кофман исполнил еще пять лет назад. Таким же образом сыграны весь Бетховен, весь Шуберт и весь Чайковский, а в позапрошлом сезоне Владимир Сиренко представил киевлянам оркестровое наследие поэтичного украинского классика ХХ века Бориса Лятошинского. Сочинения Иоганнеса Брамса готовит снова Кофман, которому уже доводилось работать над этой музыкой с немецкими оркестрами.
Отрадно видеть Кофмана вернувшимся за дирижерский пульт — в прошлом сезоне это было редкостью. Задавая, как правило, оркестрантам дерзкие темпы, Кофман отчетливо показывает конструкцию музыки, как если бы она была «движущейся архитектурой». Сейчас Кофман позволяет музыкальным произведениям демонстрировать отличную форму, а нам — успевать расслышать и прочувствовать все извороты музыки. Для Брамса — главного немецкого симфониста — это принципиально важно.
Кофман открывает брамсовский цикл самой жизнерадостной из его симфоний — Второй (1877), написанной 44‑летним композитором под необычайным вдохновением за одно лето на берегу живописного Вертеровского озера в Каринтии. Эта симфония излучает радость, приволье и дружелюбие, а музыкальные знатоки следят за тем, как элегантно Брамс находит среди собственных красот место для маленьких сокровищ, которыми его пленили Гайдн и Шуберт, и для рыцарственного поклона Баху.
Перестроиться на Вторую симфонию после Первого фортепианного концерта Брамса (он звучит в первом отделении вечера) будет легко: Брамс писал это сочинение сразу напоминающим симфонию и масштабами, и совершенной выделкой всех оркестровых нюансов. Над ними он с энтузиазмом, присущим двадцатилетним юношам, корпел почти четыре года, отвергая одну версию за другой, — что само по себе примечательно: он был на редкость одаренным пианистом, и ему не только простили бы обычное для тогдашнего концертного жанра нагромождение виртуозных головоломок в партии солиста и нехитрое поддакивание оркестра, но даже приняли бы такое распределение ролей как должное. А Брамс поступил совершенно непривычно: сложная, беспокойная, чрезвычайно насыщенная «внутренней жизнью» музыка категорически не похожа на соло с аккомпанементом и по сей день испытывает умение пианистов и дирижеров уравновешивать друг друга.
Итальянскому пианисту Федерико Колли сейчас 27 — как раз столько было Брамсу, когда он наконец приучил слушателей к своему инновационному Концерту. Выпускник Миланской консерватории многое воспринял и от сочного русского подхода к игре на рояле, а после победы на Международном Моцартовском конкурсе в Зальцбурге (2011) гастролировал с «Классической филармонией» Бонна в самых взыскательных залах Германии. Колли играет фортепианные концерты от Моцарта и Бетховена — брамсовский Первый как раз стоит на их плечах — до Равеля и Рахманинова, с которыми он вровень.
Помимо наслаждения слушать Брамса, у филармонического вечера с участием Федерико Колли есть еще одно важное продолжение — до конца 2014 года длится проект Suono Italiano («Итальянское звучание») по случаю председательства Италии в Совете Европы. В конце октября в Киеве в рамках этого проекта выступят ансамбли Accademia Bizantina и Festina Lente, исполняющие музыку эпохи барокко на исторических инструментах и специфическим гладким вокалом, передающим всю ее странную красоту.
Автор: Марія Храпачева
Диригенти: Роман Кофман
Концертна організація: Національна філармонія України
Концертний зал: Колонний зал ім. М.В. Лисенка Національної філармонії України
Джерело: www.capital.ua
|