Знаете ли вы, зачем любить Брамса? | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Знаете ли вы, зачем любить Брамса?
Кофман Роман Ісаакович
Знаете ли вы, зачем любить Брамса?
3 жовтня 2014, п'ятниця

Филармонический цикл концертов «Все симфонии Брамса» вовсе не исчерпывается четырьмя симфониями, которые немецкий композитор-романтик написал ближе к концу жизни. Уже в первом из этих концертов играют самое раннее из монументальных сочинений Брамса — Первый концерт для фортепиано с оркестром. Солирует молодая итальянская звезда Федерико Колли

Оркестровых партитур Брамса хватит на каждые полтора месяца: четыре симфонии, четыре инструментальных концерта, небольшие Академическая и Трагическая увертюры, две вполне лаконичные серенады, Вариации на тему Гайдна, и наверняка найдется повод приложить к этой солидной инструментальной музыке величественный Немецкий реквием, пригласив певцов-солистов и большой хор.

Филармония преподносит слушателям в течение одного концертного сезона полную ретроспективу композиторов-симфонистов уже не первый раз. Марафон из 41 симфонии Моцарта дирижер Роман Кофман исполнил еще пять лет назад. Таким же образом сыграны весь Бетховен, весь Шуберт и весь Чайковский, а в позапрошлом сезоне Владимир Сиренко представил киевлянам оркестровое наследие поэтичного украинского классика ХХ века Бориса Лятошинского. Сочинения Иоганнеса Брамса готовит снова Кофман, которому уже доводилось работать над этой музыкой с немецкими оркестрами.

Отрадно видеть Кофмана вернувшимся за дирижерский пульт — в прошлом сезоне это было редкостью. Задавая, как правило, оркестрантам дерзкие темпы, Кофман отчетливо показывает конструкцию музыки, как если бы она была «движущейся архитектурой». Сейчас Кофман позволяет музыкальным произведениям демонстрировать отличную форму, а нам — успевать расслышать и прочувствовать все извороты музыки. Для Брамса — главного немецкого симфониста — это принципиально важно.

Кофман открывает брамсовский цикл самой жизнерадостной из его симфоний — Второй (1877), написанной 44‑летним композитором под необычайным вдохновением за одно лето на берегу живописного Вертеровского озера в Каринтии. Эта симфония излучает радость, приволье и дружелюбие, а музыкальные знатоки следят за тем, как элегантно Брамс находит среди собственных красот место для маленьких сокровищ, которыми его пленили Гайдн и Шуберт, и для рыцарственного поклона Баху.

Перестроиться на Вторую симфонию после Первого фортепианного концерта Брамса (он звучит в первом отделении вечера) будет легко: Брамс писал это сочинение сразу напоминающим симфонию и масштабами, и совершенной выделкой всех оркестровых нюансов. Над ними он с энтузиазмом, присущим двадцатилетним юношам, корпел почти четыре года, отвергая одну версию за другой, — что само по себе примечательно: он был на редкость одаренным пианистом, и ему не только простили бы обычное для тогдашнего концертного жанра нагромождение виртуозных головоломок в партии солиста и нехитрое поддакивание оркестра, но даже приняли бы такое распределение ролей как должное. А Брамс поступил совершенно непривычно: сложная, беспокойная, чрезвычайно насыщенная «внутренней жизнью» музыка категорически не похожа на соло с аккомпанементом и по сей день испытывает умение пианистов и дирижеров уравновешивать друг друга.

Итальянскому пианисту Федерико Колли сейчас 27 — как раз столько было Брамсу, когда он наконец приучил слушателей к своему инновационному Концерту. Выпускник Миланской консерватории многое воспринял и от сочного русского подхода к игре на рояле, а после победы на Международном Моцартовском конкурсе в Зальцбурге (2011) гастролировал с «Классической филармонией» Бонна в самых взыскательных залах Германии. Колли играет фортепианные концерты от Моцарта и Бетховена — брамсовский Первый как раз стоит на их плечах — до Равеля и Рахманинова, с которыми он вровень.

Помимо наслаждения слушать Брамса, у филармонического вечера с участием Федерико Колли есть еще одно важное продолжение — до конца 2014 года длится проект Suono Italiano («Итальянское звучание») по случаю председательства Италии в Совете Европы. В конце октября в Киеве в рамках этого проекта выступят ансамбли Accademia Bizantina и Festina Lente, исполняющие музыку эпохи барокко на исторических инструментах и специ­фическим гладким вокалом, передающим всю ее странную красоту.


Автор: Марія Храпачева
Диригенти: Роман Кофман
Концертна організація: Національна філармонія України
Концертний зал: Колонний зал ім. М.В. Лисенка Національної філармонії України
Джерело: www.capital.ua



Додати: Share on Facebook

Інші:

105 років Харківській консерваторії. Свято у воєнному місті
"Схід Опера" живе і буде жити!
Роман Ревакович, організатор Днів української музики у Варшаві Сьогодні є часом мовчання для російської культури
День в історії - 180 років тому народився Микола Лисенко
Гімн України на вежі: в Луцькому замку щодня сурмить кликун
Замість гри на сцені - актори театру організували волонтерський пункт у Дніпрі
Волинський народний хор. НАВАЛА РОСІЙСЬКО - ФАШИСТСЬКОЇ ОРДИ В УКРАЇНУ!!! (ЗВЕРНЕННЯ)
Коли говорять гармати, музи… не мовчать!
ЗВЕРНЕННЯ ЛЬВІВСЬКОЇ НАЦІОНАЛЬНОЇ ОПЕРИ ДО МІЖНАРОДНОЇ МИСТЕЦЬКОЇ СПІЛЬНОТИ
Музика Мирослава Скорика об’єднала понад 400 музикантів з 10 міст України
Наш діалог – близьких по духу людей.
Форпост українського професійного музичного мистецтва на Приазов'ї.
Невідомий Бортнянський. Франківський хор відкриває композитора світові
А музика лунає…
KharkivMusicFest: 7 фактів про фестиваль класичної музики
Час жити, а не тужити
"Кочующий" театр и 20 лет строительства: история ХНАТОБа за 5 минут
"Балетні діти" згадують
У Шипинцях відзначили 100-ліття від дня народження Іллі Міського
Володимир Сіренко - амбасадор української музики в світі
Дві філармонії: як головний музичний заклад Черкас перебудовували
Репетиції в онлайн
Напрацьоване для вічності
Пам'яті Мирослава Скорика
Стаття про нелюбов до української культури
Мирослав Скорик: навіки з нами. Його «Мелодія» полинула за небокрай
Пандемія і... мистецтво
Три "Ш": за що світ може дякувати Францеві Шуберту
Браво, піаністи!
Український Моцарт
Дівчина, яка підкорила гобой
Christian Fictoor: Eurosonic Noordeslag 2020, музичний менеджмент – і ліки, що врятують світ
146 лет назад огонь уничтожил Одесский Городской театр
Единственный в Европе оперный фестиваль под открытым небом оказался под угрозой закрытия
Корона "Дня" - Ользі Пасiчник, оперній співачці (Україна - Польща)
Корона "Дня" Оксані Линів, диригентці
Українські Страдіварі: як унікальна модель скрипки сім'ї Пуцентел стала популярною у світі
Камерний оркестр "Віртуози Львова" відзначає 25-річчя міжнародними проектами
Орган у Дніпрі шукає притулку
В Киеве негде разместить Дом органной и камерной музыки
      © 2008-2022 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
100629_02.jpg