Вячеслав Редя: дирижер - посредник между композитором, исполнителем и публикой | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Вячеслав Редя: дирижер - посредник между композитором, исполнителем и публикой
Академічний симфонічний оркестр Запорізької обласної філармонії
Редя В'ячеслав
Вячеслав Редя: дирижер - посредник между композитором, исполнителем и публикой
15 січня 2017, неділя
Поширити у Facebook

Музыка - универсальный язык, способный объединить на эмоциональном уровне совершенно разных людей, вдохновить и дать море энергии.

Музыка, исполняемая оркестром - это всегда нечто магическое, завораживающее и тотальное. Всякий раз, погружаясь в гармоничную игру симфонического оркестра, задаешься вопросом: как им удается этого достичь? 

Ответы не только на этот сакраментальный вопрос, но и многие другие - от созвучия оркестра до работы дирижера - дал в ходе «Естетських субот» в галерее Barannik художественный руководитель и дирижер с более, чем 30-летним стажем - «Народный артист Украины», «Заслуженный деятель искусств», лауреат множества премий Вячеслав Редя.

Чем отличается сегодня профессия дирижера от этой же профессии лет сто назад?

- Даже в консервативной профессии дирижера всегда нужно находить новые подходы и новые вехи ее развития, особенно сегодня - в 21-м веке. Очень важно развивать технические решения реализации в той или иной музыки, открывать новый язык для передачи не только музыкальных образов, но и нюансов той или иной композиции. Композитор - генератор идеи. От исполнительная также зависит то, как зазвучит музыка, как ее услышат - это вторая роль в цепочке, дирижер - посредник между композитором, исполнителем (хотя, он тоже является исполнителем) и публикой. Задача дирижера - как можно ближе и лучше донести идею композитора.

Что представляет из себя наш симфонический оркестр сегодня?

- В нашем симфоническом оркестре 80 музыкантов. Это полноценный симфонический оркестр. У нас есть хор струнных инструментов - скрипки, альты, виолончели, контрабасы; хор духовых деревянных инструментов - флейты, гобои, кларнеты, фаготы; хор медных духовых - валторны, трубы, тромбоны, туба; ударные инструменты, клавишные, щипковые (арфа). Однако никакая музыка не будет звучать, если не будет живых людей - музыкантов, которые озвучивают музыку. Математику музыки нужно оживить и сделать это красиво.

Обычно говорят, что профессия дирижера, как и музыканта - это работа без выходных...

- По большому счету, да - так и есть. До дирижеров были капельмейстеры, после дирижеры отстукивали ритм по полу специальной тростью-баттутой, что очень мешало работе оркестра и звучанию музыки. Жан-Батист Люлли (французский композитор, скрипач, танцор, дирижер, - авт.) пробил себе даже ногу такой палкой, у него случилась гангрена, от которой он умер. В то время дирижеры стояли лицом к публике - считалось неприличным от нее отворачиваться, - что значительно затрудняло работу музыкантов. Вагнер первым сделал вызов публике, повернувшись лицом к оркестру. Сначала это вызвало большое негодование у публики, но позже стало ясно, что музыка настолько усложнилась, что сегодня уже простым отбиванием метронома не продирижируешь.

Чего в первую очередь дирижер должен добиться от музыкантов? 

На заре советской власти появились первые ансамбли персимфансы (первые симфонические ансамбли), которые решили работать упрощенно - без дирижеров. Однако долго это не продлилось, поскольку оркестр - такой механизм, который нужно кому-то собрать. Поверьте мне, даже если посадить вместе играть первых лауреатов международных конкурсов, которые блестяще владеют своими инструментами, то это не будет называться оркестром. Люди должны стать командой. Три слона, на которых стоит задача оркестра - играть чисто, вместе и с нюансами. Чисто вместе - это понятно, что же касается нюансов, то именно они эмоционально воздействуют на эмоции - это акценты, характер музыки, настроение.

Что не любят музыканты? Как с ними правильно работать?

- Они не любят, когда им навязывают образы. У каждого музыканта относительно той или иной композиции своя картинка и это хорошо и никто не любит ее менять. Если же, предлагая образ, ты попадаешь в десятку, что откликается в сердце большинства, то это срабатывает. Здесь должен быть талант приводить общий понятный всем и приятный образ. Все живые люди, все талантливые и все знают, как играть. И вот люди делятся на тех, кто знает и кто умеет, как и в социуме. Оркестр - это тоже маленький социум. И когда мне музыкант говорит «вот надо так», то я отвечаю «покажите». При этом нельзя никого обижать, быть человечным, но, тем не менее, стараться держать дисциплину и зажечь своей идеей.

Какие бывают дирижеры? Соответ c твенно, какие они применяют методы работы?

Есть дирижеры волюнтаристы, есть лояльные, есть разговорники и молчуны. К волюнтаристам можно отнести Малера, Караяна, Тосканини. Например, последний метал палочки и предметы в музыкантов, если плохо играли. Конечно, у каждого свои методы работать, но всегда следует во главу ставить художественные цели, как мне кажется. При этом, задача дирижера быть немножко впереди. Например, дирижер должен приходить на репетицию всегда с какой-то продуманной концепцией, идеей и прочтение определенного произведения. Дирижер обязан быть чутким ко всем и предельно внимательным, впрочем, и от каждого музыканта требуется полная концентрация.

Это технические особенности работы. А в художественном смысле, что дирижер должен музыке?


- Должен оживить произведение и сделать так, чтобы оно не исполнилось всего два раз - первый и последний. Дирижер и музыканты обязаны сделать так, чтобы произведение стало популярным - чтобы его хотелось играть снова и снова. Возможно, даже привнести в произведение что-то свое, если, конечно, композитор не возражает.

Какие композиторы сегодня современны?

- Современен ли, к примеру, Бах или Моцарт? Современен тот, кто звучит сегодня и будет звучать еще очень долго - в веках. Как говорится, вся великая музыка идет свыше и гениальным композитором дано воспринять и передать эту информацию.

Но звучание той же классической музыки меняется со временем? Одни и те же ноты могут звучать по-разному... 

- Естественно, что так, как играли в 18-м и 19-м веке - это сегодня звучать не будет. Эта музыка будет звучать по-другому: правила диктует современный ритм жизни, строй инструментов и так далее. И восприятие музыки сегодня тоже другое. В сущности, живое исполнение одной и той же музыки неповторимо, даже если мы будем каждый день играть одно и то же, одним и тем же составом оркестра - оно будет звучать по-разному - в разной динамике, темпах и даже акцентах. И это нормально. Важно, чтобы музыка несла ту 
энергетику, за которой приходят люди.

Вячеслав Редя: дирижер - посредник между композитором, исполнителем и публикой


Вячеслав Редя: дирижер - посредник между композитором, исполнителем и публикой


Вячеслав Редя: дирижер - посредник между композитором, исполнителем и публикой


Вячеслав Редя: дирижер - посредник между композитором, исполнителем и публикой


Автор: Ева Миронова
Колективи: Академічний симфонічний оркестр Запорізької обласної філармонії
Диригенти: В'ячеслав Редя
Концертна організація: Запорізька обласна філармонія
Джерело: newsmir.info



Інші:

100 років від дня народження видатного українського оперного співака Дмитра Гнатюка
Фестиваль-Премія ГРА оголосив лонгліст
Хореографка Катерина Курман — про нову постановку "Соляріс" у Львові та сучасний балет
Сто п’ять миттєвостей успіху
Повітряні коридори життя
«Два кольори душі Дмитра Гнатюка»
Вінницька дослідниця Лариса Семенко видала унікальну монографію про Леонтовича
«Letters and Notes». Музика Грабовського на Ukrainian Contemporary Music Festival
«І в той момент стався вибух»: нові свідчення про російський авіаудар по драмтеатру у Маріуполі
Як дивитися оперу
26 лютого день пам'яті Костянтина Данькевича
Музиканти Київського симфонічного оркестру стали біженцями у Німеччині, але збирають повні зали на своїх концертах
Як народжується балет «Соляріс» Олександра Родіна?
Що запорожець робив за Дунаєм? Історія культової української опери та її видатного творця
Бетховен присвятив кілька своїх симфоній другу-українцю: хто це був
Ігор Шамо відмітив би ювілей
Олена Михайлівна Потапова відмітила ювілей
ДРУГИЙ ВСЕУКРАЇНСЬКИЙ КОНКУРС НА НАПИСАННЯ І ПОСТАНОВКУ КАМЕРНОЇ ОПЕРИ У ЛЬВІВСЬКІЙ НАЦІОНАЛЬНІЙ ОПЕРІ
Корифейка української опери
11 лютого 1938 року в селі Довбиші Баранівського району Житомирської області народився видатний український хоровий диригент і композитор, Народний артист України Анатолій Пашкевич
Фільм Анастасії Фалілеєвої «Я померла в Ірпені» отримав нагороду на найбільшому в світі фестивалі короткого метру
Одеська філармонія після обстрілу - масштаби збитків
100 років ХНАТОБу: як театр працює в умовах війни
Леся Українка музикою Франца Шуберта
Новий фільм Катерини Горностай СТРІЧКА ЧАСУ обрано до основного конкурсу 75-го Берлінського міжнародного кінофестивалю
Вона була довершеною гармонією: Соломія Крушельницька в авторській розповіді Олександра Балабка
Пам’ятаємо: Івану Карабицю виповнилось би 80!
«Шароварщина – це не те, що ми маємо показати в Європі»
ТОП-10 вистав 2024 року столичної сцени
130 років Борису Лятошинському: що варто знати про відомого українського композитора
Десять поглядів на Різдво: добірка класичної музики
Кропивницька музична школа імені Юлія Мейтуса відзначила 50-річчя від заснування
Тріумф театру у часи викликів:
Станція, або розклад бажань: друга прем’єра за тиждень
Проєкт «Спадок» спільно з Музеєм Ханенків представляє альбом романсів на тексти класиків і обробки народних пісень ХХ століття
Королева українського театру. Як Марія Заньковецька "поставила на місце" Росію ще в XIX столітті і відреклася від родини заради сцени
Актор та керівник головного столичного театру звернувся до українців за кордоном
У Києві відбулася світова прем’єра першої опери Бортнянського, яка вважалася втраченою
«Театральна вечірка non stop»
Закарпатський народний хор увійшов у свій 79-й концертний сезон і розпочав підготовку до 80-літнього ювілею
      © 2008-2025 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
110623_065.jpg