|
"Живописные музыкальные дороги Украины"
ХIV фестиваль «Музыкальное созвездие Закарпатья»
22 листопада 2014, субота
Поширити у Facebook
Фестиваль, объединяющий движение современных киевских живописцев и музыкантов из разных украинских регионов, проходит по местам жизни и творчества украинской культурной элиты прошлого и настоящего. К этому моменту он состоялся в двух противоположных географических точках Украины: на Сумщине и в Закарпатье. Идеологами проекта „Художественные экспедиции” выступили столичные галеристки Людмила Гарарук и Ирина Олейник. Они поставили благородную цель – единение регионов на основе художественных достижений, взаимодействие разных видов искусства, иными словами, инициировали движение украинских передвижных выставок в наше время и на нашей почве.
В сентябре экспедиция под их началом привела киевских художников и участников ансамбля „Киевские солисты” в знаменитую столицу Войска Запорожского первой половины ХVIII века, нынешний райцентр Сумщины город Глухов. Он известен тем, что здесь в 1738 году по именному указу императрицы Анны Иоановны была открыта знаменитая певческая школа, которая поставляла профессиональных придворных музыкантов императорскому двору. Прославили школу воспитанники, в зрелом возрасте ставшие выдающимися композиторами – Дмитрий Бортнянский и Максим Березовский – мастера православной и светской музыки той поры.
Автору довелось участвовать во втором этапе «Художественных экспедиций». На сей раз, с живописью киевских мастеров и музыкантами-земляками, гостями из Львова и столицы встретились жители Закарпатья. Края, давшего нашей культуре славные имена композитора Евгения Станковича (уроженца Свалявы) и родившейся в Береговском районе оперной примадонны Гизеллы Циполы. Киевские мастера живописи и группа журналистов побывали в замках Ужгорода и его окрестностей, слушали богатейшие истории о Закарпатском крае из уст профессора-историка Ужгородского университета Сергея Федаки, посетили мастерскую выдающегося украинского художника Владимира Микиты.
Одновременно с выставкой в Ужгороде стартовал ХIV фестиваль «Музыкальное созвездие Закарпатья». Цикл концертов, проходящих в залах музыкального училища им. Дезидерия Задора и областной филармонии, замке Сент-Миклош и двух художественных галереях. Открылись живописный фестиваль и музыкальный одновременно в ужгородском музее им. Йосипа Бокшая выставкой картин и концертом трио участников «Киевских солистов», основанного почти 20 лет назад покойным маэстро Богодаром Которовичем. Это было пятое посещение Ужгорода музыкантами «Киевских солистов».
В предыдущих тринадцати фестивалях «Музыкальное созвездие Закарпатья» здесь выступали и большие коллективы: НЗАСО Украины п/у Владимира Сиренко, Львовский симфонический, хор им. Григория Веревки. Специфика проведения подобных акций в небольших городах во многом отличается от проектов, организованных в столице или городах, имеющих собственные консерватории, оперные театры и более широкие возможности подбора участников.
Закарпатский проект много лет возглавляет педагог Ужгородского музыкального училища, композитор Виктор Теличко. Автору удалось побывать на двух первых концертах нынешнего фестиваля. В составе киевского трио выступили скрипачка Катерина Бойчук, пианистка Владислава Крускаль и контрабасист Юрий Зброжек. Молодые артисты также известны как участники проходящего в столичном культурном центре «Мастер класс» цикла «Классика по пятницам». Ужгородская программа соответствовала настроению салона, состояла из популярных произведений...
В Трио-сонате Франческо Верачини музыканты воплотили шарм эпохи позднего итальянского барокко: легкую энергию первой части, мечтательность второй и игривость финала. Потом скрипка и контрабас дуэтом пропели четыре двухголосные инвенции И.С.Баха в переложении Ю. Зброжека. Первой кульминацией вечера стало «Размышление» Жюля Массне из оперы «Таис», тонко и выразительно исполненное Катериной Бойчук и Владиславой Крускаль. Пианистка оказалась отличным аккомпаниатором и уверенно справлялась со звуком отреставрированного старенького австрийского рояля.
Нечасто исполняемая «Сюита в старинном стиле» Альфреда Шнитке (Пастораль, Балет, Менуэт, Фуга и Пантомима) и Шесть румынских танцев Белы Бартока стали вежливой данью камерной классике ХХ века. Завершила концерт почитаемая публикой Мелодия М. Скорика. Восторг удалось поддержать блестящим, страстно проинтонированым Libertango Астора Пьяццоллы.
Заключительным событием этого вечера стал благотворительный аукцион работ киевлян в поддержку украинской армии. Были проданы полотна Александра Белозора «Сумерки» и Виктора Семеняка «Осень на Подоле». Присутствующие приобрели и подписали несколько десятков художественных открыток со словами благодарности и поддержки, которые отправились украинским бойцам на фронт.
Второй концерт музыкального фестиваля также прошел в камерном формате. На сей раз, городская интеллигенция собралась в галерее, основанной закарпатскими художниками, отцом - Иваном и сыном - Михаилом Илько. Редкая атмосфера изысканного художественного салона и культурная чуткая публика вызвали ожидание тонкого музыкального удовольствия. Вечер надежды оправдал.
Ужгородцы задумали цикл концертов, охватывающих музыкальную культуру разных стран «Музыкальные путешествия». Его первый вечер состоял из немецких классических и романтических сочинений, и основным участником стал лауреат международного конкурса им. Д. Бортнянского, ансамбль солистов под руководством Елены Короленко. Юношеским скрипичным концертом ре минор Феликса Мендельсона выступление коллектива открыла гостья – студентка Львовской академии им. Миколы Лысенко Марина Мишак.
Концерт продолжили Пять немецких танцев Ф. Шуберта, звучавших не слишком романтично.
Большое удовольствие доставила меццо-сопрано Оксана Ильницкая-Хархалис, тонкий интерпретатор вокальных шедевров, которыми богата немецкая музыка ХІХ века. В стройном ансамбле с пианисткой Татьяной Теличко и альтистом Владимиром Игнатьо прозвучали две редко исполняемые песни Йоганнеса Брамса. Драматургия усиливалась с каждым следующим номером.
Густой, глубокий, ровный по всему диапазону тембр певицы доставлял удовольствие, тонкий, сдержанный артистизм радовал глаз. А интеллигентность «немецкого» вокала в песне Франца Шуберта «К музыке» – ухо. Особенно удалась заключительная, знаменитая шубертовская баллада «Лесной царь» на стихи Й.В. Гёте, исполненная с большим зрелым мастерством.
Завершил вечер ля минорный скрипичный концерт И.С. Баха. Вновь аккомпанировал струнный ансамбль. Солировал студент-третьекурсник Львовской академии Игорь Муравьев. Высокий юноша легко обращался со своим, казавшимся игрушечным, инструментом и с первых нот увлек за собой оркестр, зазвучавший особенно ярко, свободно и выразительно.
Вместе с ними в живую музыку погрузился зал.
Музыкальный фестиваль продлится до декабря. В его рамках пройдут концерты из произведений молодых киевских и зрелых закарпатских композиторов, будут исполнены редкие опусы мировой классики.
Остановка в Ужгороде некоммерческого проекта «Дорогами национальной элиты» состоялась при поддержке меценатки Мирославы Роман, киевского культурного центра «Мастер класс» и студии ювелирного дизайна HARARUK. В дальнейших планах музыкально-живописного цикла – путешествия по другим городам Украины, поездки в Словакию и Будапешт. Попутного вам ветра, «Художественные экспедиции», навстречу единения Украины…
Автор: Ольга Кізлова
Фото: Олександр Зубко
Колективи: Національний камерний ансамбль "Київські солісти"
Концертна організація: Закарпатська обласна філармонія
Концертний зал: Великий концертний зал Закарпатської обласної філармонії
Конкурс (фестиваль): Фестиваль класичної та сучасної музики "Музичне сузір'я Закарпаття"
|