|
В ОДЕССЕ ЗАКОНЧИЛСЯ ПРОЕКТ «3С»: СКОРИК, СИЛЬВЕСТРОВ, СТАНКОВИЧ
23 червня 2016, четвер
Поширити у Facebook
21 июня в Одессе прошел заключительный концерт Национального проекта «3С» — Сильвестров, Станкович, Скорик. Три выдающихся современных украинских композитора – Валентин Сильвестров, Евгений Станкович и Мирослав Скорик – отличаются стремлением к поиску, не ограничивают свое творчество академической музыкой. Шедевры мировой классики в концертах проекта сочетаются с произведениями этих по-настоящему современных композиторов.
В Одессу приехал композитор Мирослав Скорик – с Одессой у него духовная связь, здесь выступала в Оперном театре Соломия Крушельницкая, его родственница. Здесь уже более двадцати лет исполняет его произведения Национальный Одесский филармонический оркестр.
Вчера мы слушали классическую музыку, которую можно назвать популярной. Творчество Мирослава Скорика – многогранно, ему близки композиторы-импрессионисты, и после «Триптиха» с его гуцульскими переливами мелодий и сменой ритма (на тему из фильма «Тени забытых предков») оркестр под управлением Хобарта Эрла исполнил «Послеполуденный отдых фавна» Клода Дебюсси, а затем «Рапсодию в стиле блюз» Джорджа Гершвина.
Каждый раз, слушая знакомые ноты, ждёшь чего-то нового. Мы сидели достаточно высоко, оркестр был как на ладони, и мы видели, как музыканты настраиваются, как играют, как волнуется дирижер, как рады они играть такую чудесную музыку. Классическая попса? Да! Но – вживую, но – как изящно сыгранная! Спасибо Национальному Одесскому филармоническому оркестру и солисту за роялем – Йожефу Эрминю. Мы получили огромное удовольствие. Импрессионизм с его изломанными и одновременно мягкими линиями мелодии, а затем – яркий блюз! Пряная, горячая музыка, с радостью жизни, с наслаждением жизни…
А еще оркестр подготовил небольшой сюрприз для Мирослава Скорика – была исполнена небольшая пьеса «Дзига» — прозрачная, с легким настроением и чистотой. Как будто из семидесятых годов, из какого-то черно-белого кино… Очень кинематографичная музыка.
…Затем было «Болеро» Мориса Равеля. И я опять порадовалась, что сижу высоко и вижу, как вступают постепенно музыканты в болеро, как постепенно наращивается сила и мощь этого удивительного произведения, как пульсируют всё ярче и ярче краски музыки, как ритм диктует настроение и держит это настроение в течение всего исполнения. Победа жизни во всей её красоте и чувственности – вот о чём подумалось мне, когда прозвучали последние такты болеро, и стало можно выдохнуть, а ноги мои перестали выстукивать ритм…
Мирослав Скорик – Никколо Паганини, Каприс №19 из цикла «24 Каприса». В эту аранжировку каприса Скорик внёс украинское звучание – благодаря цимбалам. Ироничный каприс прозвучал легко и шутливо. В нем угадывались мягкие пародии на классику, композиторы как бы разговаривали с нами – непринуждённо, о чём-то очень знакомом, или о ком-то. Очень современно звучала классика — как будто и не была написана не в нашем столетии.
Мы ждали премьеры Концерта №2 для виолончели с оркестром – Мирослав Скорик свой первый концерт для виолончели написал 32 года назад, и интрига была – как одесситы примут не привычную для них музыку. Но мы уже были готовы слушать – великолепная классическая музыка в отличном исполнении настроила нас и наши души – как хорошую скрипку…
Солист Александр Пириев вынес свою виолончель, настроился. Хобарт Эрл взмахнул палочкой. И начала звучать музыка, которая была как будто воспоминанием о чем-то грустном, о трагедии, но сила жизни помогала главному герою-виолончелисту как бы восстать из пепла – как птица Феникс, и его мелодия снова зазвучала – жизнеутверждающе и с надеждой. Мне показалось, что это был искренний рассказ о войне, о потерях, о смерти и жизни, о любви, которая нас ждёт, несмотря ни на какие препятствия и беды. Какая хорошая тишина была в зале! Артистично и тонко играл Александр Пириев, оркестр работал слаженно и чутко.
А напоследок нам сыграли «Мелодию « Мирослава Скорика – Хобарт Эрл сказал, что «все думают, что это – народная мелодия, вы сейчас её узнаете и удивитесь…»
И мы узнали, и удивились.
На днях я проходила возле филармонии, услышала, как оркестр играет эту мелодию, и мне стало так хорошо – она такая родная, эта «Мелодия». Она вне национальности, вне границ. Она – над миром. Она обнимает вашу душу и согревает вас. Она зовёт – вперёд и вверх!..
С концерта мы уходили в приподнятом настроении.
Это было чудесно. И есть что вспомнить и о чём поговорить.
Спасибо генеральному партнеру проекта – КредоБанку – за поддержку такого масштабного и необходимого проекта.
Концерты состоялись в Киеве, Львове, Ивано-Франковске, Черновцах, Виннице, Харькове и в Одессе.
Автор: Лілія Штекель
Фото: Юрій Тоцький
Колективи: Національний Одеський філармонійний оркестр
Виконавці: Йожеф Ермінь, Олександр Пірієв
Диригенти: Хобарт Ерл
Композитори:Мирослав Скорик
Концертна організація: Національний портал академічної музики “Music-review Ukraine”, Одеський Національний академічний театр опери та балету
Концертний зал: Концертний зал Одеського Національного академічного театру опери та балету
Конкурс (фестиваль): Міжнародний музичний фестиваль «Black Sea Music Fest»
Джерело: odart.od.ua
|