|
«Гидоническая» Кремерата
28 лютого 2010, неділя
Поширити у Facebook
Скрипач Гидон Кремер и композитор Гия Канчели не впервые в украинской столице вместе. Их нынешний визит наполнил жизнь Киева тремя яркими событиями, ставшими выдающимися музыкальными явлениями.
Гидон Кремер, интеллектуал-скрипач, родился в Риге в музыкальной семье с еврейско-немецко-шведскими корнями. Ученик Давида Ойстраха, лауреат престижнейших конкурсов им. Чайковского в Москве, им. Паганини в Генуе, им. Королевы Елизаветы в Брюсселе, ныне он – человек мира, космополит, великолепное творчество которого принадлежит всем вот уже более 30 лет. Живя в Европе, он играет с лучшими оркестрами и дирижерами мира, записывается на престижнейших лейблах, завоевал Grammy.
Маэстро стремится своей музыкой преобразовывать общество. Например, минувшей осенью организовал в знаменитом лейпцигском Gewandhaus’е бенефис-концерт в поддержку Михаила Ходорковского. Скрипач дружит и сотрудничает с крупнейшими композиторами и исполнителями нашего времени и блестяще интерпретирует музыку всех стилей – барокко, классику, романтику, ХХ века. В настоящее время играет на скрипке Николо Амати 1641 года (в разные годы играл на инструментах Антонио Страдивари Baron Feititsch 1734 г. и Гварнери дель Джезу 1730-го).
Для него пишут талантливейшие композиторы-современники. При его поддержке состоялся оркестр Камерная филармония Бремена. Гидон Маркусович основал и много лет руководит камерным фестивалем в австрийском Локенхаузе. Созданный им струнный оркестр Kremerata Baltica покорил мир и завоевал в 2001-м Grammy за альбом After Mozart с музыкой от отца и сына Моцартов до Валентина Сильвестрова, Альфреда Шнитке и Александра Раскатова...
Оба выступления Кремера в Колонном зале Национальной филармонии прошли при полном аншлаге. Особенно много публики было на совместном концерте с камерным оркестром филармонии под руководством Романа Кофмана. Хотя первый, камерный вечер, оказался особенно изысканным и утонченным. Выступление ансамбля началось с соль минорного трио Роберта Шумана № 3, «захватившего дух» с первых звуков. Кремер играл в своей исполнительской манере, которую нужно не только слышать, но и видеть: все его тело участвует в процессе. Скрипач музицировал сидя, наредко подпрыгивая на стуле, изгибался назад, создавая музыку всем обликом. Обладательница немалой исполнительской воли виолончелистка Гиедре Дирванаускайте играет, напротив, внешне статично, но это не мешает ее глубокой, выразительной музыкальности. Киевляне уже слышали ее в авторском концерте Гии Канчели в мае прошедшего года. И юная 22-х летняя грузинская пианистка Хатия Буниатишвили несколько лет назад участвовала в киевском конкурсе Горовица, завоевав специальный приз и зрительские симпатии. Романтическая лирика Шумана в их трактовке переходила от нежнейшей кантилены к высокому эмоциональному накалу. Не было ни одного «проходного» звука, жизнь дышала каждым мигом звучания. Особенно тонкой и глубокой выразительности музыканты достигли в элегически-проникновенной второй части.
Композиция Виктора Кисина «Зеркало» написана в 2009-м для трио Кремера, которому посвящена, и в Киеве исполнялась впервые. Ее слушали с особым интересом: новейшая музыка не частый гость в зале Лысенко. Логически-ясная драматургия и выразительный ряд опирались на контрасты сонористических шорохов и резких кластеров. Мастерство каждого музыканта, совершенный ансамбль и абсолютное проникновение в содержание, выраженное актуальным языком, воспринимались залом с придыханием, буквально отрывали от жизни каким-то чутко-болезненным ощущением нашего мира.
Во втором отделении прозвучало трио Чайковского «Памяти великого художника», написанное как дань дружбы композитора с Николаем Рубинштейном. Полагаю, исполнители почтили память умершего нынешним летом украинского скрипача Богодара Которовича. Еще в 1999-м Кремер записал его с выдающимися партнерами Мартой Аргерих и Мишей Майским на Deutsche Grammophon. В Киеве его молодые партнерши были очень точны, собраны и эмоциональны, и трио-эпитафия прозвучало наиболее сыграно, совершенно. Овации публики, соскучившейся по музыкантам такого высокого уровня, были настойчиво-длительными, и артисты бисировали, развеяв грусть исполнением крошечного шутливого трио Арво Пярта.
На следующий день концерт в грузинском посольстве открыл серию вечеров «В гостях у посла Грузии». В резиденции Григола Катамадзе играли Гидон Кремер, Гиедре Дирванаускайте и Гия Канчели. Внимание слушателей и грузинского композитора также привлекли украинские участники концерта скрипачка Мирослава Которович и баянист Роман Юсипей. Они исполнили переложенную Романом для скрипки и баяна известную сюиту Канчели „Данелиада” из музыки к фильму «Кин-дза-дза».
В третий вечер на сцене Колонного зала им. Лысенко прозвучали очень разные по стилистике произведения. Кремер справедливо полагает, что успех концерта зависит от выбранной программы, и музыка Евгения Станковича, Чарлза Айвза, Добринки Табаковой, Йозефа Гайдна и Гии Канчели составили красочный букет.
Камерный оркестр Национальной филармонии Украины
Открывала концерт 4-я симфония Станковича «Sinfonia lirica» для 16 струнных.Киевский камерный оркестр играл старательно, правильно. Но полного погружения в авторскую концепцию, настоящего донесения „лирического беспорядка” симфонии (Елена Зинькевич) , проникновения в народную интонацию, единения с залом не произошло.
Композитор Евгений Станкович и Роман Кофман
Оркестровая миниатюра американского композитора Айвза „Вопрос, оставшийся без ответа” воспринялась живее, но особенно интересным оказалось свежее произведение Добринки Табаковой, британско-болгарского композитора (родилась в 1980 году). Ее музыку американский композитор Джон Адамс назвал „крайне оригинальной и редкой”.
Дирижирует Роман Кофман
Три части „Солнечного триптиха” (2007-2009) – „Рассвет”, „День” и „Сумерки” для струнного оркестра, скрипки (Кремер), виолончели (Дирванаускайте) и ударных (Дмитрий Ильин) были нежными, свежими, как их молодая создательница, и удивительно гармоничными.
Гидон Кремер (скрипка) и Гиедре Дирванаускайте (виолончель)
Впрочем, публика ждала второго отделения. Оно открылось симфонией Йозефа Гайдна.
Камерный оркестр – царство точной интонации, изысканных нюансов, а Гайдн, Моцарт –это всегда показатель исполнительской зрелости. К сожалению духовые порой киксовали, струнным не хватало тонкости, изящества звука.
Впрочем, следует отметить выразительные, глубокие соло виолончелистки Лидии Стовбун и точность дирижерской интерпретации. Возможно, оркестр, готовящийся к ответственной гастрольной поездке в Германию, перезанимался, а может быть, смутило участие в концерте мировой звезды. Надеюсь, немецкие выступления проходят ровнее, а Гайдн звучит классически-идеально.
Лидия Стовбун (виолончель)
Что бы ни играл Кремер, у него не бывает «рядовых» выступлений. Для него современная музыка – один из приоритетов. Артистизмом, широтой мышления, благородством и свежестью идей музыкант опережает многих достойнейших скрипачей нашего времени. Для него создавали лучшие композиторы: Астор Пьяццолла, Филип Гласс, Альфред Шнитке, Леонид Десятников, Александр Вустин, Лера Авербах, Петерис Васкс, Арво Пярт, Роберто Карневале, Джон Адамс.
Гидон Кремер и Мирослава Которович
Скрипача и Канчели связывают многолетняя человеческая и творческая дружба, открытость ко всему новому, признание и любовь в мировом музыкальном пространстве, широта интересов.
В заключение Кремер, Мирослава Которович и оркестр сыграли Ex Contrario („От противного”) Гии Канчели. Киборд (синтезатор), электро-бас (бас-гитара) и CD дополнили традиционные инструменты электрозвуками и фонограммными писками. Произведение уже звучало в Киеве, но с участницей „Киевских солистов” в роли второй солистки стало премьерой.
Канчели говорит об Ex Contrario как о попытке «примирить ориентализм с европейской традицией». Здесь композитор не только сочетает «филармоническую» и «фольклоризованную» манеры двух скрипачей-солистов, он традиционно балансирует на грани академизма, китча, популярных интонаций.
Гия Канчели и Мирослава Которович
Благодарные композитор и исполнители
Композитор Гия Канчели
Демократизм и «новая простота» этого, как и других его созданий, делают их желанными для самой разной публики. И вновь финал киевских гастролей двух музыкальных гигантов оказался феерически-удачным.
Специально для Национального портала академической музыки Music-review Ukraine
Ольга Кизлова
Автор: Ольга Кізлова
Фото: Сергій Пірієв
Колективи: Київський камерний оркестр
Виконавці: Роман Юсипей, Мирослава Которович
Диригенти: Роман Кофман
Композитори:Євген Станкович
Музикознавці: Ольга Кізлова
Концертна організація: Національна філармонія України
Концертний зал: Колонний зал ім. М.В. Лисенка Національної філармонії України
|